Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
Наши страницы
Assembler, MASM, TASM
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
 
 
Рейтинг 4.83/65: Рейтинг темы: голосов - 65, средняя оценка - 4.83
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 14:07  [ТС] 21
T
  • TIME-SHARING — разделение времени, легальное средство для борьбы системного программиста с так называемыми "проблемными" программистами
  • TSR — смотри резидентный
  • TURBO — приставка к компиляторам фирмы Borland
0
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
Similar
Эксперт
41792 / 34177 / 6122
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 57,940
29.12.2013, 14:07
Ответы с готовыми решениями:

Глоссарий для раздела Assembler, MASM, TASM
Thread, AFP, Charles Kludge, 6a6kin, Убежденный, Ethereal, выкладывайте свои...

F.A.Q. и глоссарий
Какие темы Вы бы хотели осветить? Чего не хватает? Как по-Вашему можно улучшить...

Сделать глоссарий
Здравствуйте программисты. Прошу Вас помочь мне с решением одной задачи:...

Глоссарий терминов
Привет всем. Ребята помогите пожалуйста. Надо написать программу на С++,...

Написать программу Глоссарий используя БД
Доброго времени суток дорогие форумчане. Прошу помогите мне новичку :)....

44
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 14:11  [ТС] 22
U
  • UTILITY — общее название для старых программ, которые жалко выкинуть.
  • User mode — режим пользователя. Непривелигерованный режим работы процессора, в котором выполняется код прикладных программ. Приложения работающие в пользовательском режиме, не имеют доступа к системным данным, за исключения вызова промежуточных функций (subsystemsupplied functions), которые, в свою очередь, вызывают системные функции
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 14:18  [ТС] 23
V
  • Volume snapshots — моментальные снимки тома — технология, обеспечивающая создание моментальной копии исходного тома. Она дает возможность пользователям и приложениям работать в процессе выполнения операций резервного копирования. Снимок выполняется на момент инициализации резервного копирования. Затем производится резервное копирование, но не с исходного тома, а с моментального снимка. Параллельно с этим на исходный том могут вносится изменения, а моментальный снимок остается неизменным. Это удобно в тех случаях, когда пользователям необходимо получить доступ к файлам во время процесса резервного копирования, так как это существенно снижает время, необходимое на его выполнение. Кроме того, программа резервного копирования может дублировать даже те файлы, которые оставались открытыми.
  • Virtual — виртуальный, то есть несуществующий, произошло от фамилии известного программиста Н.Вирта из ETH, Zurich.
  • Virtual 8086 Mode — режим виртуального процессора 8086. Этот режим является особым состоянием задачи защищенного режима, в котором процессор функционирует как 8086. На одном процессоре в таком режиме могут параллельно исполняться несколько задач с изолированными друг от друга ресурсами. При этом использование физического адресного пространства памяти управляется механизмами сегментации и трансляции страниц. Попытки выполнения недопустимых команд, выхода за рамки отведенного пространства памяти и разрешенной области ввода/вывода контролируются системой защиты памяти
  • Virus — средство разнообразить ощущения программиста
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 14:23  [ТС] 24
W
  • WDM (Windows Driver Model) — общий набор сервисов, разработанный с целью обеспечения разработки драйверов, обладающих совместимостью на двоичном уровне (binary compatibility) с семействами операционных систем Windows
  • WHQL (Windows Hardware Quality Lab) — подразделение Microsoft, в задачи которого входит проверка соответствия аппаратных средств требованиям семейств операционных систем Windows
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 14:35  [ТС] 25
X
  • XON/XOFF — метод установления связи при последовательной связи, который использует коды ASCII 17 и 19 для сигнала передающей станции, что она должна возобновить/приостановить передачу. Используются когда данные поступают слишком быстро и программа не успевает их обработать
  • XOR — Логическое исключающее ИЛИ. Логическая операция, сравнивающая битовые цепочки двух значений и создающее третье значение, где установлены только те биты, для которых только один из сравниваемых битов был установлен
Y
  • Y (binary) — постфикс, обозначающий число, представленное в двоичной системе счисления, например 10111011y
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 15:05  [ТС] 26
Z
  • ZERODIVIDE — если вы встретили такое сообщение при выполнении программы на Паскале, то перепишите программу на ассемблере, гарантируем, что оно больше не появится.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 15:48  [ТС] 27
А
  • Абсолютные координаты — координаты, указанные относительно центральной оси, а не относительно предыдущих используемых координат (относительные координаты)
  • Абсолютные сектора диска — под доступом к "абсолютному сектору диска" понимается чтение сектора, занимающего определенное положение на диске
  • Абсолютный адрес — адрес памяти, выраженный в виде смещения относительно младшего адреса (0000:0000), а не относительно какого-либо определенного смещения в памяти (относительный адрес)
  • Адрес порта — число в диапазоне от 0 до 65535, которое адресует порт. Адреса портов отделены от адресов памяти. Доступ к портам осуществляется с помощью инструкций IN, INS, OUT, OUTS
  • Адресация — средство доступа к определенной ячейке памяти за счет указания либо абсолютного положения, либо относительного смещения
  • Активационная запись (activation record) — область стека, заполняемая при вызове процедуры
  • Аппаратное прерывание — прерывание, вызываемого оборудованием (одним из периферийных устройств, микросхемой поддержки или самим процессором)
  • Аппаратный сдвиг экрана — метод вертикального сдвига изображения на мониторе, основанный на изменении стартовой точки видеобуфера, а не на сдвиге содержимого видеобуфера
  • Асинхронная связь — последовательный канал связи, в котором время между посылкой символов может быть переменным
  • Ассемблер — см. Assembler
  • Атрибут — характеристика, приписываемая устройству или данным. Каждый символ текстового экрана имеет атрибуты, определяющие его цвет, интенсивность и т.д. Драйверы устройств имеют атрибуты, определяющие способ обработки данных, управляющие строки и т.д. Файлы могут иметь атрибуты, указывающие, что они являются скрытыми, только для чтения и т.д.
  • Атрибуты файла — поле элемента каталога файлов, определяющее статус файла и делающее его обычным, системным, скрытым, защищенный от записи (read only), разделяемым и т.д.
  • Атрибуты цвета — цепочки битов, хранимые в видеобуфере, которые определяют цвет определенной точки или символа на экране. Для монохромного и CGA адаптера эти атрибуты совпадают с системой кодовых номеров цвета. Для EGA, VGA они относятся к номеру регистра палитры (этот регистр содержит код цвета, с которым связан этот атрибут)
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 15:50  [ТС] 28
Б
  • Базовый адрес — младший из группы смежных адресов портов, через которые осуществляется доступ к переферийному устройству
  • Байт (Binary term) — тип данных, имеющий размер 8 бит, минимальная адресуемая единица памяти
  • Байт атрибутов — байт, содержащий код, устанавливающий специальные характеристики среды, к которой он относится. Байт атрибутов файла (в дисковом каталоге) определяет статус скрытого файла, статус только для чтения и т.п. В буфере дисплея для каждой позиции символа на экране имеется байт атрибутов, который хранит информацию о цвете, подчеркивании и так далее.
  • Байт статуса — ячейка памяти, содержащая цепочку битов, описывающую текущий статус устройства
  • Бит (binary digit) — минимальная единица измерения информации. Бит в памяти задается базой (адресом слова) и смещением (номером бита в слове)
  • Битовая плоскость — В EGA видеобуфер разделен на четыре области, которые называются битовыми плоскостями 0-3. В режиме 16-ти цветов четыре плоскости параллельны, при этом 4 байта, относятся к определенному адресу памяти (регистры задвижки определяют обмен данными между процессором и памятью дисплея). В некоторых случаях плоскости могут быть связаны в цепь, образуя одну или две большие плоскости
  • Битовая строка (Bit String) — набор смежных бит длиной до 4 Гбит
  • Битовое поле (Bit Field) — группа до 32 смежных бит, располагающихся не более чем в 4 байтах. Когда байт или слово рассматриваются как цепочка битов, то некоторые биты, взятые вместе, могут хранить определенный элемент информации. Например, биты 0-3 байта атрибутов символа на дисплее образуют битовое поле, которое определяет основной цвет символа.
  • Битовые операции — программные операции, читающие или изменяющие определенные биты данных.
  • Блок параметров — группа переменных, создаваемая в памяти для хранения информации, используемой устройством или функцией операционной системы
  • Блок прямого доступа — блок записей, которые считываются или записываются за одну операцию с файлом прямого доступа при доступе к файлу методом управляющего блока файла.
  • Блочные устройства — устройства, которые посылают и принимают данные порциями в блок. Дисковые накопители являются наиболее обычными блочными устройствами.
  • Буфер — область памяти, отводимая для хранения данных, которые будут передаваться от одной части компьютера к другой
  • Буфер клавиатуры — 15-символьная циклическая очередь, в которую прерывание клавиатуры помещает вводимые символы
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 16:33  [ТС] 29
В
  • Вектор прерывания — элемент таблицы векторов прерываний. Содержит четырехбайтовый адрес программы-обработчика прерывания
  • Видеобуфер — область памяти, отведенная для хранения информации, выводимой на экран. Адаптер CGA использует буфер размером 16 Кбайт, адаптеры EGA/VGA — 64 Кбайт. Контроллер видеобуфера постоянно сканирует видеобуфер, декодирует его содержимое и проектирует на экран
  • Возврат — выражение "при возврате ..." относится к информации, которая будет содержаться в регистрах процессора после выполнения функции операционной системы.
  • «Всплывающая» программа (popup program) — резидентная программа, активирующаяся по нажатию определенной «горячей» клавиши
  • Вход — Слова "при входе" обычно относятся к установке регистров процессора, которая должна быть сделана при выполнении функции операционной системы.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
29.12.2013, 16:42  [ТС] 30
Г
  • Главная запись загрузки — Запись начальной загрузки на жестком диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись начальной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей операционной системы.
  • Глобальный символ — Один из символов «?» или «*», когда они используются в системе для указания неопределенных символов в именах файлов.
  • «Горячая» клавиша (hotkey) — клавиша или комбинация клавиш, используемая не для ввода символов, а для вызова программ и подобных необычных действий
  • Граница — определенный интервал в памяти, в файле и т.д. Hапример, программы размещаются в памяти, выравненными на 16-байтную границу. Это означает, что абсолютные адреса этих ячеек должно точно делиться на 16.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 04:06  [ТС] 31
Д
  • Двоично-десятичные числа (BCD — Binary Coded Decimal)
    • 8-разрядные упакованные (Packed BCD), содержащие два десятичных разряда в одном байте;
    • 8-разрядные неупакованные (Unpacked BCD), содержащие один десятичный разряд в байте (значение с 7 по 4 бит при сложении и вычитании несущественно, при умножении и делении они должны быть нулевыми)
  • Двойное слово (double word) — тип данных, имеющий размер 32 бита
  • Дерево каталогов — система подкаталогов, организованная как ветви дерева, в которой на каталоги первого уровня имеются ссылки в корневом каталоге, а те в свою очередь содержат ссылки на каталоги более низкого уровня
  • Дескриптор (descriptor) — восьмибайтная структура, хранящаяся в одной из таблиц GDT, LDT или IDT и описывающая сегмент или шлюз
  • Дескриптор файла — В Бейсике или другом языке высокого уровня под дескриптором файла понимается номер буфера, с которым данный файл открывается, т.е. как #1 или #3.
  • Директива (directive) — команда ассемблеру, которая не соответствует командам процессора
  • Драйвер (driver) — служебная программа, выполняющая функции посредника между операционной системой и внешним устройством
  • Дизассемблер — утилита, осуществляющая преобразование, обратное ассемблированию, т.е. переводящая машинные коды в язык ассемблера. Такие утилиты крайне необходимы при отладке программы.
  • Дизассемблирование — перевод машинных кодов какой-либо программы в ее представление на языке ассемблера.
  • Дистрибутив (дистрибутивные копии) — копии программного продукта, полностью совпадающие с оригиналом, входящим в комплект поставки этого продукта
  • Добавочный сегмент — Область памяти, на которую указывает регистр процессора ES. Установка ES и DS (регистр сегмента данных) часто используется совместно для переноса данных из одной части памяти в другую.
  • Дорожка — кольцо на диске. Дискета емкостью 360Кбайт разделена на 40 дорожек, каждая из которых делится радиально на 9 секторов
  • Драйвер устройства — Программная процедура, управляющая устрйством, таким как дисковый накопитель или принтер.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 04:18  [ТС] 32
Е, Ж, З
  • Заголовок — Блок параметров, помещаемый в начало программы, драйвера устройства или другого массива кода или данных. Заголовок содержит информацию о коде или данных, которая важна для их использования. Например, операционная система помещает 256-байтный заголовок перед началом каждой загружаемой программы - префикс программного сегмента - и использует содержащуюся в нем информацию для работы с этой программой.
  • Заголовок ЕХЕ-файла — часть ЕХЕ-файла, содержащая управляющую информацию. Располагается в начале ЕХЕ-файла и содержит информацию системного загрузчика: длину загружаемого модуля, значения регистров, таблицу настройки адресов и т.д.
  • Заголовок запроса — блок параметров, создаваемый системой для управления драйвером устройства
  • Заголовок устройства — Начальная часть процедуры драйвера устройства, которая идентифицирует устройство.
  • Задача (task) — программа, модуль или другой участок кода программы, который можно запустить, выполнять, отложить и завершить
  • Запись — блок данных, указанного размера, являющийся единицей обмена данными при обмене с файлами.
  • Запись начальной загрузки — короткая программа, которая помещается на диск в такой позиции, которая считывается с диска в первую очередь при загрузке системы. Эта программа дает компьютеру возможность загрузить части операционной системы
  • Запрос системы — Символы, появляющиеся в начале командной строки, например, A> или B>
  • Защищенный режим (protected mode) — режим процессора, в котором действуют механизмы защиты, сегментная адресация с дескрипторами и селекторами и страничная адресация
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 04:22  [ТС] 33
И
  • Идентификатор (handle или identifier) — число (если handle) или переменная другого типа, используемая для идентификации того или иного ресурса
  • Интерпретатор — программа, которая переводит текст программы по одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами являются программы BASIC.COM и BASICA.COM
  • Исключение (exception) — событие, при котором выполнение программы прекращается и управление передается обработчику исключения
  • Исполнение по предположению (спекулятивное исполнение, speculative execution) — предсказанные после перехода инструкции не только декодируются, но и по возможности исполняются до проверки условия перехода. Если предсказание сбывается, то труд оказывается ненапрасным, если не сбывается — конвейер оказывается недогруженным и простаивает несколько тактов.
  • Исполнение с изменением последовательности инструкций (out-of-order execution) — используется в микропроцессорах RISC-архитектуры, а также в некоторых микропроцессорах х86. Изменяется порядок внутренних манипуляций данными, а внешние (шинные) операции ввода/вывода и записи в память выполняются в порядке, предписанном программным кодом. Эта способность процессора в наибольшей степени может блокироваться несовершенством программного кода (особенно 16-битных приложений), если код генерируется без учета возможности изменения порядка исполнения.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 06:46  [ТС] 34
К
  • Кластер — единица разбиения логического диска. Состоит из одного или нескольких расположенных подряд логических секторов диска. Длина кластера на флопи-дисках обычно равна 1 или 2 сектора, на винчестере - 4 или 8.
  • Код (code) — исполнимая часть программы (обычная программа состоит из кода, данных и стека). Набор выполняемых инструкций, составляющих программу, в отличие от данных, над которыми выполняются операции. Вообще говоря, кодом называется последовательность машинных инструкций, которые производит транслятор или ассемблер из текста программы.
  • Код доступа — Этот термин используется в Техническом руководстве по MS DOS для номера подфункции - т.е. для кода одной из нескольких функций, которые могут выполняться данным прерыванием.
  • Код завершения — код передаваемый процессом потомком процессу родителю. Например, когда когда одна программа запускает другую, то код завершения может быть передан от потомка родителю при завершении задачи потомка. Эти коды могут определяться программистом
  • Код нажатия — Тип скан-кода, который генерируется при нажатии клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша отпускается)
  • Код отпускания — Тип скан-кода, который генерируется при отпускании клавиши (код нажатия генерируется при нажатии клавиши)
  • Код ошибки — кодовый номер, выдаваемый операционной системой для индикации определенного ошибочного условия
  • Код палитры — номер, соответствующий определенному цвету из доступного набора
  • Код цвета — Число от 0 до 15, которое относится к одному из шестнадцати цветов дисплея (CGA). Для дисплея, присоединенному к улучшенному графическому адаптеру (EGA), могут быть 64 кода цвета (0-63), для VGA — 256 (0-255)
  • Кодовый сегмент — область памяти, хранящая программный код (другие сегменты хранят данные и стек)
  • Коды ASCII — первоначально набор кодов от 0 до 127, соответствующих одному из 128 символов ASCII. Сейчас под кодами ASCII подразумевается использование расширенного набора кодов ASCII, состоящего из 256 символов
  • Командная строка — Строка на экране дисплея, принимающая управляющую информацию, такая как строка, начинающаяся с запроса операционной системы
  • Командный файл — файл, содержащий список команд и программ DOS, которые будут автоматически вызываться в том порядке, в котором они записаны, либо порядок их выполнения будет определяться условными операторами
  • Коммуникационное прерывание — аппаратное прерывание, вызываемое адаптером асинхронной связи. Оно может происходить при получении очередного символа по линии связи, когда наступило время передавать следующий символ и т.п.
  • Компилятор (compiler) — программа, преобразующая текст, написанный на понятном человеку языке программирования, в файл, содержащий исполнимый машинный код или в промежуточный код, который затем исполняется интерпретатором
  • Компоновщик — программа, которая компонует вместе объектные модули программы (obj-файлы), организуя их адреса таким образом, чтобы модули могли взаимодействовать. Даже программы, состоящие из одного модуля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также код привязки
  • Конвейер (pipe) — последовательность блоков процессора, которая задействуется при выполнении команды
  • Конвейеризация (pipelining) — предполагает разбивку выполнения каждой инструкции на несколько этапов, причем каждый этап выполняется на своей ступени конвейера процессора. При выполнении инструкция продвигается но конвейеру по мере освобождения последующих ступеней. На конвейере одновременно может обрабатываться несколько последовательных инструкций, и производительность процессора можно оценивать темпом выхода выполненных инструкций со всех его конвейеров. Для достижения максимальной производительности процессора — обеспечения полной загрузки конвейеров с минимальным числом лишних штрафных циклов (penalty cycles) — программа должна составляться с учетом архитектурных особенностей процессора. Конвейер «классического» процессора Pentium имеет пять ступеней. Конвейеры процессоров с суперконвейерной архитектурой (superpipelined) имеют большее число ступеней, что позволяет упростить каждую из них и, следовательно, сократить время пребывания в них инструкций
  • Конвенция (convention) — договоренность о передаче параметров между процедурами
  • Конечная строка — строка матрицы символов, на которой кончается изображение курсора. См. начальная строка
  • Конечный автомат (finite state machine) — программа, которая может переключаться между различными состояниями и выполнять в разных состояниях разные действия
  • Корневой каталог — центральный каталог диска. Расположен в фиксированном месте на диске. Он может содержать список файлов, метку тома и указатели на подкаталоги
  • Критическая ошибка — Ошибка устройства, которая делает дальнейшее выполнение программы невозможным. При этом вызывается обработчик критических ошибок операционной системы
  • Кэш (cache) — быстрая память, использующаяся для буферизации обращений к основной памяти
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 08:39  [ТС] 35
Л
  • Лимит (limit) — поле дескриптора (равно размеру сегмента минус 1)
  • Линейный адрес (linear address) — адрес, получаемый сложением смещения и базы сегмента
  • Ловушка (trap) — исключение, происходящее после вызвавшей его команды
  • Логический диск — единица разбиения диска. Состоит из подряд расположенных физических секторов. Логический диск делится на Boot-сектор, секторы FAT, корневого каталога и области данных. Секторы, входящие в область данных, группируются в кластеры. Логическим дискам ставятся в соответствие латинскую букву (A:, B:, C: и т.д.). В пределах логического диска возможна логическая адресация к секторам.
  • Логический номер сектора — Вместо того, чтобы указывать сектора диска как "сторона X, дорожка Y, сектор Z", используются логические номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы диска
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 08:56  [ТС] 36
М
  • Маркировка — Термин, используемый для последовательного сигнала, когда он имеет высокий уровень, то есть равен логической 1. В частности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в промежутки времени между передачей элементов данных
  • Маска — Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки являются активными. Hапример, определенные аппаратные прерывания запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепочкой битов 00001000B
  • Масштабный коэффициент — отношение числа точек, занимающих одно и то же расстояние по вертикали и горизонтали на экране терминала или печатающем устройстве
  • Машинная инструкция — Числовые коды, используемые процессором. Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H
  • Машинный язык — Самый низкий уровень программирования, когда программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах, используемых процессором. Программирование на языке ассемблера приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет создания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST
  • Метка (label) — идентификатор, связанный с адресом в программе
  • Метка тома
  • Метод дескриптора файлов — Метод доступа к файлам с использованием номера файла. Этот метод практически вытеснил ранее используемый метод доступа с помощью управляющего блока файла
  • Метод управляющего блока файла — Набор функций операционной системы, позволяющий доступ к файлам посредством управляющего блока файла. Этот метод стал устаревшим после введения метода доступа с использованием дескриптора файлов
  • Микросхема поддержки (контроллер) — Одна из микросхем, которая связывает процессор с другими частями компьютера или внешними устройствами
  • Мировые координаты — система координат экрана, определяемая программой, устанавливающая диапазон значений координат Х и Y, которые могут включать или не включать отрицательные значения. Например, левому и правому краю экрана могут быть присвоены координаты -100 и 100. Эти координаты накладываются на систему физических координат экрана, в которой левый верхний угол всегда опрделяется значениями Х=0 и Y=0 и в которой используются только положительные значения
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 09:26  [ТС] 37
Н
  • Начальная строка — Строка матрицы символов, на которой начинается
    изображение курсора. Например, для монохромного дисплея строка текста состоит из матрицы высотой в 14 строк, которые пронумерованы от 0 до 13. Для обычного курсора номер начальной строки — 12, а конечной — 13
  • Начальный кластер — первый кластер, с которого файл записывается на диск. Элемент каталога файлов указывает на начальный кластер, а таблица размещения файлов хранит информацию о последующих кластерах, используемых файлом
  • Нереальный режим (unreal mode) — реальный режим с границами сегментов по 4 Гб
  • Нить (thread) — процесс, данные и код которого совпадают с данными и кодом других процессов
  • Номер записи — число, определяющее позицию записи в файле, отсчитываемое от 0. В файле, содержащем записи длиной 10 байтов, запись номер 5 относится к 50-59 байтам файла, даже если записи с меньшими номерами не вводились
  • Номер записи прямого доступа — номер, вводимый в поле записи прямого доступа управляющего блока файла. Последующие файловые операции преобразуют этот номер в номер текущего блока и текущей записи.
  • Номер параграфа — Номер, определяющий положение в памяти, основываясь на 16-байтных единицах. Например, параграф номер 2 относится ко вторым 16 байтам памяти и когда указатель указывает на этот параграф, то он указывает на 17-й байт памяти.
  • Номер файла — кодовый номер, возвращаемый системой, когда файл открывается с использованием метода дескриптора файлов. Этот номер впоследствии используется для указания файла при дисковых операциях. Некоторые предопределенные номера идентифицируют дисплей, принтер и т.д.
1
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 09:40  [ТС] 38
О
  • Область данных BIOS — область данных, начинающаяся с адреса 0040:0000, в которой BIOS хранит статусную информацию и буфер клавиатуры.
  • Область переноса данных — Буфер, используемый при доступе к файлам с помощью метода управляющего блока файла, который содержит данные передаваемые на диск или с диска
  • Обработка ошибок — код, позволяющий программе передать управление специальной процедуре восстановления при сбоях при возникновении критической ошибки
  • Обработчик критических ошибок — прерывание системы, которое вызывается при возникновении критической ошибки. Можно заменить его на свою процедуру восстановления при сбоях оборудования
  • Обработчик прерывания — Процедура прерывания. Этот термин более часто используется для аппаратных прерываний
  • Обработчик прерывания устройства — основная часть процедуры драйвера устройства; она содержит код, выполняющий основные функции драйвера
  • Объектный модуль — Файл, содержащий машинный код, в котором еще не установлены относительные адреса. Компоновщик обрабатывает и объединяет объектные модкли, создавая исполняемые файлы типа EXE или COM
  • Оверлей — Подпрограмма, хранящаяся на диске до тех пор, пока она не потребуется головной программе. Она загружается в память поверх одной из частей вызывающей программы
  • Ограничитель — Специальный символ, разделяющий элементы данных.
  • Операнд (operand) — параметр, передаваемый команде процессора
  • Оперативная память (ОЗУ, RAM) — самый большой массив ячеек памяти со смежными адресами — реализуется, как правило, на модулях (микросхемах) динамической памяти. Для повышения производительности обмена данными (включая и считывание команд) оперативная память кэширустся сверхоперативной памятью. Первый, а зачастую и второй уровень кэширования, территориально располагается в микропроцессоре. Оперативная память вместе с кэшем всех уровней (до трех уровней) представляет собой единый массив памяти, непосредственно доступный процессору для записи и чтения данных, а также считывания программного кода
    Память для микропроцессоров Intel x86 подразделяется на байты (8 бит), слова (16 бит), двойные слова (32 бит) и учетверенные слова (64 бит). Слово (word) записывается в двух смежных байтах, начиная с младшего. Адресом слова является адрес его младшего байта (Low byte). Следующий байт (адрес на единицу больше) содержит старший (High) байт слова. Слово может размещаться в памяти как по четному (Even), так и по нечетному (Odd) адресу. Выравнивание по границе слова означает, что адрес четный (младший бит адреса у адресуемого элемента — нулевой). Двойное слово (double word) записывается в четырех смежных байтах, начиная с младшего байта, адрес которого и является адресом двойного слова. Выравнивание по границе двойного слова означает нулевое значение двух младших бит адреса. Все пространство памяти разбивается на параграфы — области из 16 смежных байт, начиная с нулевого адреса. Выравнивание по границе параграфа означает, что четыре младших бита адреса — нулевые. Любой адресуемый элемент памяти может начинаться с любого байта памяти, однако в ряде случаев выдвигается требование выравнивания операндов по границе своего класса. Выровненные элементы передаются по внешней шине за минимальное число тактов. Обращение к невыровненным элементам в ряде случаев вызывает исключение.
    Более крупными единицами организации памяти являются страницы и сегменты. Память может логически организовываться в виде одного или множества сегментов переменной длины (в реальном режиме — фиксированной). Кроме сегментации, в защищенном режиме возможно разбиение (Paging) логической памяти на страницы размером 4 Кбайт, каждая из которых может отображаться на любую область физической памяти. Начиная с 5-го поколения микропроцессоров Intel x86 появилась возможность увеличения размера страницы до 4 Мбайт. Сегментация и разбиение на страницы могут применяться в любых сочетаниях. Сегментация является средством организации логической памяти на прикладном уровне. Разбиение на страницы применяется на системном уровне для управления физической памятью. Сегменты и страницы могут выгружаться из физической оперативной памяти на диск и по мере необходимости подкачиваться с него обратно в физическую память. Таким образом реализуется виртуальная память.
    Применительно к памяти различают три адресных пространства: логическое, линейное и физическое. Основным режимом работы 32-разрядных процессоров считается защищенный режим, в котором работают все механизмы преобразования адресных пространств
  • Операции в реальном времени — Программные операции, которые должны выполняться в определенный момент, а не тогда, когда компьютер окажется способным их выполнить. Мультипликация, сигналы тревоги и роботы используют работу в реальном времени
  • Описатель носителя (media descriptor) — байт, используемый DOS для идентификации типа носителя (обычно не используется)
  • Опрос — Управление периферийным устройством, за счет постоянной проверки его статуса до тех пор, пока не произойдут желаемые изменения
  • Орнамент — Заполнение области графического дисплея определенной картинкой, а не одним цветом
  • Основной цвет — цвет, которым символы или графические объекты выводятся на экран
  • Останов (abort) — исключение, происходящее асинхронно
  • Отведение памяти — отведение системой блока памяти для использования программой
  • Отложенное вычисление (lazy evaluation) — вычисление, которое выполняется, только если реально требуется его результат
  • Относительный адрес — Адрес памяти, который указан в виде смещения относительно некоторой определенной точки памяти. Например, в COM-файлах переменные указываются адресами относительно начала программы.
  • Относительные координаты — Координаты, определяемые относительно последних используемых координат. В этом случае 3,5 указывает "3 вправо и 5 вверх", а -3,-5 - "3 влево и 5 вниз"
  • Отображение в память — Помещение данных, выводимых на дисплей, непосредственно в видеобуфер (откуда они проектируются на экран), вместо того, чтобы использовать функции, предоставляемые операционной системой или языком высокого уровня
  • Очередь предвыборки (prefetch queue) — буфер, из которого команды передаются на расшифровку и выполнение
  • Ошибка (fault) — исключение, происходящее перед вызвавшей его командой
  • Ошибка обрамления — Ошибка при последовательной связи, когда поток данных несинхронизован, т.е. биты данных, биты четности, стартовые и стоповые биты не идут в правильной последовательности.
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 09:53  [ТС] 39
П
  • Палитра — Набор цветов, доступных в определенном режиме дисплея
  • Параграф — 16-байтная единица памяти, которая начинается на границе точно делящейся на 16
  • Параметр — число, используемое для спецификации работы устройства, функции операционной системы или оператора языка программирования
  • Переименование регистров (register renaming) — позволяет обойти архитектурное ограничение на возможность параллельного исполнения инструкций когда доступно всего восемь регистров общего назначения. Процессоры с переименованием регистров фактически имеют более восьми общих регистров, и при записи промежуточных результатов устанавливается соответствие логических имен и физических регистров. Таким образом, одновременно могут исполняться несколько инструкций, ссылающихся на одно и то же логическое имя регистра, если, между ними нет фактических зависимостей но данным.
  • Переполнение — Переполнение происходит, когда данные в буфере или регистре стираются из-за поступления новых данных прежде, чем они были обработаны
  • Пиксель (pixel) — минимальный элемент растрового изображения
  • Повторная входимость (reentrancy) — возможность запуска процедуры из обработчика прерывания, прервавшего выполнение этой же процедуры
  • Подкаталог — Каталог, который ничем не отличается от корневого каталога, за исключением того, что он хранится на диске как файл, а не в абсолютных секторах диска. Корневой каталог может содержать элементы, указывающие на подкаталоги, а они, в свою очередь, могут содержать элементы, описывающие другие подкаталоги
  • Подпрограмма на машинном языке — Подпрограмма, написанная на языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в программу, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпонованы с программой, включены в программу отдельными строками или отдельно загружаться в память с диска
  • Подтверждение — Сигнал ввода/вывода, индицирующий, что задача выполнена и оборудование снова готово начать выполнение задачи
  • Подчиненный сегмент (conforming segment) — сегмент, на который можно передавать управление программам с более низким уровнем привилегий
  • Подфункция DOS/BIOS — Одна из нескольких процедур, которые могут выполняться данной функцией DOS/BIOS. В то время как номер функции всегда помещается в AH, номер подфункции надо поместить в AL перед выполнением прерывания
  • Поле — Группа битов или байтов, отведенная для хранения определенного элемента данных
  • Порт — Путь, по которому происходит обмен данными между процессором и микросхемами поддержки
  • Порт A (порт B, порт C) — Один из трех регистров, через которые программа получает доступ к микросхеме интерфейса с периферией 8255
  • Предсказание переходов (branch prediction) — позволяет продолжать выборку и декодирование потока инструкций после выборки инструкции ветвления (условного перехода), не дожидаясь проверки самого условия. В процессорах прежних поколений инструкция перехода приостанавливала конвейер (выборку инструкций) до исполнения собственно перехода, на чем, естественно, терялась производительность. Предсказание переходов направляет поток выборки и декодирования по одной из ветвей. Статический метод предсказания работает по схеме, заложенной в процессор, считая, что переходы по одним условиям, вероятнее всего, произойдут, а по другим — нет. Динамическое предсказание опирается на предысторию вычислительного процесса — для каждого конкретного случая перехода накапливается статистика поведения, и переход предсказывается, основываясь именно на ней
  • Продвижение данных (data forwarding) — подразумевает начало исполнения инструкции до готовности всех операндов. При этом выполняются все возможные действия, и декодированная инструкция с одним операндом помещается в исполнительное устройство, где дожидается готовности второго операнда, выходящего! с другого конвейера.
  • Псевдосбойный кластер — каждый кластер логического диска помечается в FAT как свободный, занятый либо плохой (bad). "Плохим" считается кластер, который содержит один или несколько дефектных секторов. Такой кластер не используется операционной системой и невидим для нее. Псевдосбойным называется нормальный кластер (то есть не имеющий сбойных секторов), но помеченный в FAT как "плохой". Выделить псевдосбойный кластер можно если несколько раз прочитать содержимое секторов кластера. Если при этом не произошло ошибки, то кластер псевдосбойный. Псевдосбойные кластера создаются некоторыми вирусами, которые используют пространство таких кластеров в своих целях
  • Прерывание (interrupt) — сигнал по которому микропроцессор прерывает выполнение текущей последовательности команд и передает управление специальной программе-обработчику прерывания (см. ловушка). Адрес программы-обработчика вычисляется по таблице векторов прерываний. Прерывание может быть инициализировано либо программами пользователя при работе с дисками, экраном, принтером и т.д. (программные прерывания), либо внешними устройствами: клавиатурой, таймером (аппаратные прерывания). Аппаратные прерывания инициируются оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре, то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе. Программные прерывания служат для выполнения стандартных потребностей программиста, таких как посылка символа на экран или принтер. Они предоставляются операционной системой и начинают работать, когда программа явно обратится к ним
  • Прерывание клавиатуры — аппаратное прерывание, вызываемое, когда клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, используемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры
  • Прерывание принтера — Аппаратное прерывание, которое происходит, когда адаптер принтера посылает сигнал "не занят". Процедура прерывания обычно посылает на принтер следующий байт выводимых данных и возвращает управление. Таким образом можно выводить файлы на печать в то время, когда компьютер занят другой задачей
  • Прерывание таймера — прерывание, инициируемое микросхемой таймера 8253 18,2 раза в секунду. Каждый раз увеличивается счетчик времени суток в CMOS
  • Префикс программного сегмента — 256-байтный заголовок, который система помещает перед исполняемыми файлами при их загрузке в память. Он содержит переменные, используемые DOS для управления программой, а также место для управляющего блока файла и область переноса данных
  • Программное прерывание — Прерывание, вызываемое инструкцией INT
  • Пространство памяти — область адресуемой памяти, к которой процессор может иметь доступ.
  • Протокол — система параметров и форматов данных, используемых устройством
  • Процесс потомок — программа, запускаемая когда другая программа (родитель) имеет управление
  • Процесс родитель — программа, использующая другую программу (процесс потомок)
  • Прямое отображение в память — см. отображение в память
  • Прямой доступ к памяти — способ осуществления очень быстрого обмена между периферийным устройством и памятью. Он особенно полезен при дисковых операциях. Этот метод использует специальную микросхему
0
Mikl___
Автор FAQ
11910 / 6197 / 575
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 11,207
30.12.2013, 09:54  [ТС] 40
Р
  • Разворачивание циклов (loop unrolling) — превращение циклов, выполняющихся известное число раз, в линейный участок кода
  • Раздел — Область жесткого диска. Жесткий диск может быть разбит на разделы, с тем чтобы он использовался несколькими операционными системами
  • Расширенный код — код клавиши, используемый для идентификации нажатия этой клавиши (или комбинации клавиш), для которой нет соответствующего символа в наборе ASCII, такой как функциональные клавиши или комбинации с клавишами Ctrl или Alt. Расширенные коды имеют длину в два байта, причем первый байт всегда имеет значение ASCII 0, чтобы отличить их от обычных кодов ASCII
  • Расширенный код ошибки — DOS более подробные расширенные коды ошибки возвращаются при возникновении ошибки. Эти коды сообщают не только об ошибке, но и об ее типе, ее месте в оборудовании и возможных способах восстановления
  • Расширенный управляющий блок файла — Управляющий блок файла, имеющий добавочное 7-байтное поле заголовка, устанавливающее атрибуты файла.
  • Реальный режим (real mode) — режим, в котором процессор ведет себя идентично 8086 — адресация не выше одного мегабайта памяти, размер всех сегментов ограничен и равен 64 Кб, только 16-битный режим
  • Регистр — аппаратно-реализуемая часть микропроцессора, в которой данные хранятся и над ними производятся операции. В микропроцессоре Intel 8080 регистры имели размер 8 битов (A, B, C, D, F, H, L). Начиная с Intel 8086 регистры имеют размер 16 битов (AX, BX, CX, DX, SI, DI, BP, SP, IP, Flags, CS, DS, ES, SS, FS, HS). Начиная с Intel 80386 регистры имеют размер 32 бита (EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP, EIP, EFlags) хотя сохраняется часть 16-разрядных регистров (CS, DS, ES, SS, FS, HS). Регистры процессора получают значения из памяти и хранят их, пока они складываются, умножаются и т.д. Регистры микросхемы управления дисплеем инициализируются данными, определяющими характеристики дисплея
  • Регистр статуса — Регистр ввода/вывода, содержащий цепочку битов, описывающую текущий статус устройства
  • Регистр палитры — Один из 16-ти регистров EGA, указывающий цвет, который будет выводиться на экран, когда соответствующий код цвета указан в видеобуфере. У VGA 256 таких регистров
  • Регистры задвижки — контроллеры EGA/VGA имеют 4 однобайтных регистра задвижки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному адресу видеобуфера. Kогда процессор читает из буфера, то регистры задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие ячейки памяти
  • Регистры сегментов содержат 16-битные указатели (в реальном режиме) или селекторы дескрипторов (в защищенном режиме) сегментов CS (Code Segment — сегмент кодов команд), SS (Stack Segment — сегмент стека), DS (Data Segment — сегмент данных), ES, FS и GS — дополнительные сегменты данных. Сегментных регистров FS и GS в 16-разрядных процессорах не было. Содержимое сегментных регистров не может быть модифицировано, они допускают лишь загрузку и сохранение содержимого. Использование сегментных регистров определяется типом обращения к памяти. Для многих типов обращений возможно применение альтернативных сегментных регистров, которое вводится префиксами команд CS:, SS:, DS:, ES: FS: или GS: С каждым из шести сегментных регистров связаны программно-недоступные скрытые регистры дескрипторов (Segment Descriptor Cache — кэш сегментных регистров), автоматически загружаемые при загрузке соответствующих сегментных регистров. В защищенном режиме в регистры дескрипторов из таблицы дескрипторов загружается 32-битный базовый адрес, 32-битный лимит (размер сегмента) и атрибуты сегментов. По содержимому этих скрытых регистров при каждом обращении к памяти выполняется вычисление линейного адреса и проверка защиты, причем именно эти регистры задают свойства сегментов как в защищенном, так и в реальном режимах. Образ этих 96-битных регистров доступен в режиме SMM и внутрисхемной эмуляции (ICE), форматы специфичны для каждой модели (поколения) процессоров. В реальном режиме, в который процессор входит по аппаратному сбросу, лимит (размер сегмента) фиксирован — 64 Кбайт, атрибуты не используются, а в качестве базового адреса заносится значение сегментного регистра, сдвинутое на 4 бита влево. В защищенном режиме лимит может задаваться в пределах от 1 6айта до 4 Гбайт.
  • Регистры GDTR (Global Descriptor Table Register), IDTR (Interrupt Descriptor Table Register), регистр задачи TR (Task Register), регистр селектора локальной таблицы дескрипторов LDTR (Local Descriptor Table register) — Регистры GDTR и IDTR программно загружаются 6-байтиыми операндами, включающими 32-битный линейный базовый адрес и 16-битный лимит глобальной таблицы дескрипторов и таблицы дескрипторов прерываний. В регистр задачи TR и регистр LDTR загружаются 16-битные селекторы дескрипторов сегмента состояния задачи TSS и локальной таблицы дескрипторов LDT. Эта загрузка вызывает автоматическую загрузку самих дескрипторов, содержащих 32-битные поля линейного базового адреса и лимита, а также полей атрибутов в связанные с ними невидимые регистры дескрипторов.
  • Регистры отладки (Debug Register) предназначены для задания и управления отладочными точками останова.
    • Регистры DR0...DR3 (Linear Breakpoint Address 0...3) хранят 32-битные линейные адреса точек останова.
    • Регистры DR4, DR5 в процессорах 80386 и 486 не используются, обращение к ним эквивалентно обращению к регистрам DR6, DR7. В процессоре Pentium при включенном расширении отладки обращение к этим регистрам вызывает исключение недопустимого кода операции (#UD).
    • Регистр DR6 (Breakpoint Status) отражает состояние контрольной точки.
    • Регистр DR7 (Breakpoint Control) управляет установкой контрольных точек
  • Регистры тестирования (Test Register) — Состав регистров тестирования варьируется в зависимости от типа процессора.
    • Процессоры 80386 имели только два регистра, предназначенных для тестирования кэша страничной переадресации — TR6 и TR7
    • для процессора 486 состав регистров расширен: TR3 — регистр данных внутреннего кэша, TR4 — тестовый регистр состояния кэша, TR5 — управляющий регистр тестирования кэша, TR6 (Test Control) — управляющий регистр для теста кэширования страниц, TR7 (Test Status) — регистр данных для теста кэширования страниц
    • В процессорах Pentium и выше тестовые регистры входят в группу модельно-специфических регистров MSR. Для этих процессоров обращение к регистрам TRx вызывает исключение #UD недопустимого кода операции
  • Резидентная программа (resident program, TSR — Terminate and Stay Resident) в DOS запускаемые на исполнение программы делятся на резидентные и нерезидентные. Резидентная программа, резервирует у операционной системы необходимый для работы участок памяти, а после возврата управления DOS, остается в памяти полностью или частично. Система предохраняет ее от порчи другими загружаемыми программами, которые могут иметь доступ к содержащимся в данной программе процедурам через вектора прерывания. Затем резидентная программа работает параллельно с другими программами. Некоторые из резидентных программ могут выгружаться из памяти. Доступ к резидентной программе осуществляется либо через подмену прерываний, либо непосредственной адресацией.
    Нерезидентные программы при завершении не должны оставлять в памяти своего кода, а занимаемые ими ресурсы должны по завершению программ освобождаться.
  • Рукопожатие — Обмен предопределенными сигналами между двумя устройствами для установления связи между ними
0
30.12.2013, 09:54
MoreAnswers
Эксперт
37091 / 29110 / 5898
Регистрация: 17.06.2006
Сообщений: 43,301
30.12.2013, 09:54

Можно ли учить глоссарий теории графов?
Чтобы хорошо понять теорию. ...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
40
Ответ Создать тему
Опции темы

КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2018, vBulletin Solutions, Inc.
Рейтинг@Mail.ru