Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
Наши страницы
Аудио, усилители звука
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
 
OldFedor
7456 / 4123 / 471
Регистрация: 25.08.2012
Сообщений: 11,503
Записей в блоге: 11
1

О ламповых усилителях

28.08.2018, 18:18. Просмотров 179. Ответов 5
Метки нет (Все метки)

Цитата Сообщение от WH Посмотреть сообщение
А мода на ламповые ЗЧ усилители
ГУ-50,100 - сам делал.
0
Similar
Эксперт
41792 / 34177 / 6122
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 57,940
28.08.2018, 18:18
Ответы с готовыми решениями:

Расчет ламповых усилителей
Определить напряжение смещение Ес, образующиеся за счёт катодного тока в пентодном усилительном...

ООС в усилителях
вот есть примерная схема усилителя нужно в ней сделать: 1) ООС по напрежению 2) ООС по туку И...

Правильность разводки платы на операционных усилителях.
Всем доброго времени суток! По основному роду деятельности от электроники я бесконечно далёк,...

Почему в магнитных усилителях нельзя использовать сердечники из диа- или парамагнетика?
Подскажите,пожалуйста! Почему в магнитных усилителях нельзя использовать сердечники из диа- или...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
5
Cyborg Drone
29.08.2018, 00:05
  #2

Не по теме:

WH, это - не мода. В ламповых усилителях есть одна особенность: отсутствие интермодуляционных искажений. Сделать усилитель на биполярных транзисторах без интермодуляционных искажений очень и очень тяжело, хотя и возможно. На полевых транзисторах - затруднительно, но возможно. Так, для сравнения: усилитель на биполярных транзисторах с нелинейными искажениями 0.01 % (очень хороший усилитель, казалось бы) на слух звучит хуже, чем ламповый с нелинейными искажениями 1 %. Психоакустика, однако. Объясняется этот, если можно так выразиться, "феномен", достаточно просто: нелинейные искажения превозносят в сигнал только гармоники, кратные основной частоте, и это чаще всего воспринимается даже как некоторое "украшение" фонограммы, а интермодуляционные искажения, о которых (догадайтесь, почему) в паспорте усилителя, как правило, "скромно умалчивают", по природе своей мультипликативны, и в сигнале появляются составляющие, не кратные никакой частоте из всего спектра сигнала, что воспринимается на слух как диссонанс. Вот как раз в связи с этим аудиофилы и хайэндщики и вопят, что транзисторные усилители - это "отстой", что они "скрипят" и "звучат пластмассово". Вот поэтому и делают до сей поры усилители на лампах. Они тупо проще. Естественно, есть весьма и весьма хорошие усилители на транзисторах, и, можете не сомневаться, по тем же запредельным ценам. Но ламповые - проще и надёжнее, и при прочих равных условиях, ещё и дешевле, и при изготовлении не требуют танцев с бубном. Так что, пока что "впереди планеты всей" однотактные усилители на триодах с вольфрамовыми катодами прямого накала (не торитованными и не карбидированными), с анодами, покрытыми оксидом кобальта или смесью оксидов рутения и тантала, и с большим соотношением длины катода, так скажем, к его диаметру. И с выходными трансформаторами из пермаллоя или аморфного железа, размером с мою бестолковую голову. И это не восхваление идеалов хайэндщиков, которых я, мягко говоря, недолюбливаю, это - всего лишь - упрямый факт. А ламповик послушайте... Только хорошо сделанный. Или транзисторный, но тот, который по цене от 20 килобаксов. Хотя бы ради меня. А то мне обидно как-то за современную молодёжь: я - слушал, а Вы - нет.

0
OldFedor
29.08.2018, 07:14  [ТС]
  #3

Не по теме:

Цитата Сообщение от Cyborg Drone Посмотреть сообщение
А то мне обидно как-то за современную молодёжь: я - слушал, а Вы - нет.
Много чего они не делали, не слушали...Жаль, что уже, видимо, никогда...

0
WH
901 / 313 / 56
Регистрация: 10.09.2013
Сообщений: 1,193
Записей в блоге: 1
29.08.2018, 20:03 4
Цитата Сообщение от Cyborg Drone
нелинейные искажения превозносят в сигнал только гармоники, кратные основной частоте, и это чаще всего воспринимается даже как некоторое "украшение" фонограммы, а интермодуляционные искажения, о которых (догадайтесь, почему) в паспорте усилителя, как правило, "скромно умалчивают", по природе своей мультипликативны, и в сигнале появляются составляющие, не кратные никакой частоте из всего спектра сигнала, что воспринимается на слух как диссонанс.

Знаю, знаю. На нелинейности усилитильного прибора возникает интеромодуляционные составляющие, обнаруживаемые на сложном, изменяющемся по амплитуде сигнале, например можно дать 2-х тональный сигнал. К примеру даем 2 синусоидальных сигнала 1000 и 1100 Гц. Вторая гармоника от первого сигнала 2000 Гц на нелинейности со вторым сигналом 1100 Гц дает сигнал на частоте 900 Гц. Интермодуляция 3-го порядка. И так же вторая гармоника от второго сигнала 2200 с первым сигналом 1000 Гц дает 1200 Гц. И так до бесконечности. Лампы линейнее существующих транзисторов по природе и дают много меньше таких искажений. Глубокие внешние ООС транзисторных усилков правят картину в целом, но не правят ее на конкретных каскадах. А в ВЧ усилителях мощности, где ООС сделать непросто, все еще сложнее. А плюсом лампы менее критичны к перегрузкам, схемы проще по исполнению, проще получить большие мощности и т.п. Только киловольты иногда напрягают, та же даже не особенно мощная ГУ-50 требует минимум вольт 800 анода для нормальной работы.


Цитата Сообщение от OldFedor
Много чего они не делали, не слушали...Жаль, что уже, видимо, никогда...
Слушал, но не современные куртые ламповые усилители 20...20000, а старинные радиолы, которые делались с оконечными каскадами на лампах типа 6П3С и трансформаторными выходами на "обычном" железе, транзисторов тогда еще не было ) Но HiFi там от производителя не закладывалось.

ps Я писал немного о другом. Слушал ведь транзисторные усилки, вроде и неплохо. А тут лампы, типа ретро, только в современном исполнении. Вот и подумал, что интересно это слушать в сравнении, причем не по 1-й минуте.
0
Cyborg Drone
Модератор
5517 / 3324 / 2495
Регистрация: 17.08.2012
Сообщений: 10,705
29.08.2018, 23:11 5
WH, дело в переходных характеристиках. В лампах переходные характеристики полиномиальные (степень 3/2), а в транзисторах - логарифмические. Поэтому и мультипликативные (интермодуляционные) искажения. Об обратных связях. Только местные, общая ООС вредит довольно существенно. Лучше всего это видно на меандре. При глубокой общей ООС на фронты сигнала, хоть удавись, вешаются затухающие колебательные процессы (в просторечии - "травка", "трава"), период которой равен общей задержке в петле обратной связи... А это, кстати, особенно "вредно" для молодёжи: эта самая "травка" "скрадывает" нюансы фонограммы на верхних частотах, поскольку усилитель "занят" созданием этой самой "травки".

В старинных радиолах трансформаторы частенько были пермаллоевыми. И не было там 6П3С. Были 6П14/18/15П, 6Ф4/5C, а в совсем старых - 6Н7/8, да, кстати, и 6П3 (не 6П3С) и ещё 6Ж что-то там, сейчас не вспомню.
1
WH
901 / 313 / 56
Регистрация: 10.09.2013
Сообщений: 1,193
Записей в блоге: 1
30.08.2018, 17:53 6
У нас такая радиола была - Минск-55. Весьма не плохо звучала )

Насчет 6П3С спутал, 6П6С на выходе. Все лампы которые там применялись в схеме по ссылке.

Цитата Сообщение от Cyborg Drone
Были 6П14/18/15П, 6Ф4/5C
Эти лампы попозже вроде бы пошли, 6П14П и 6П15П стояли у нас в телевизое "Рекорд-338" (или 336, не помню точно), телевизор кстати честно отработал много лет, пока цветной не купили, уже без ламп. 6П14П на выходе УЗЧ, а 6П15П кажется где-то в развертке, там же трудилась 6П36С. На новенькой 6П15П я после передатчик делал, 330В на аноде, 150В на второй сетке. А после был передатчик на "двухрогой с юбкой" ГУ-29 с напряжением на анодах 750 В, которую я порой "честно" перегружал до покраснения анодов, но лампу не сжег ) .

В КВ все то же самое, та же интермодулция, только выражается не в качестве звука, а в расширении полосы частот передатчика (или понижении динамического диапазона приемника, если говорить них), если это не ЧМ/FM, которая нормируется, дабы не создавать помех соседям и не засорять эфир. На лампах сделать качественный КВ-усилитель дешевле и проще и при этом с лучшими параметрами по линейности, особенно если это схема с общей сеткой. Единственный недостаточк с точки зрения удобства (но с другой стороны и преимущество с точки зрения фильтрации) это узкополостность, порой надо подстаривать анодный контур, а при переходе в другой диапазон и вовсе переключать его галетами. Ну и опасные напряжения, руки совать внутрь не рекомендуется )

ps До сих пор дома кое-какие лампы в кладовке лежат, 6Ж1П, 6П15П, 6Н2П кажется есть, ГУ-29 и ГУ-50. Даже "3-х литровая банка" ГУ-81 одно время стояла в придачу с накальным трансформатором, потом задарил это хозяйство знакомому фанату. И были миниатюрные 1Ж29П прямого накала, куда делись не знаю, наверное то же кому-то отдал или кто-то из домашних выбросил.

Добавлено через 9 минут
ps2 Нравилось помню смотреть как они работают, накал оранжевым цветом, красиво, как на огонь смотришь. Да и сами лампы в руках держать и разглядывать приятно, что там внутри. А когда работала ГУ-29 иногда внутри было видно голубое свечение.

Добавлено через 19 минут
ACOM-1000 1000 Вт УМ на металлокерамическом тетроде 4CX800A (ГУ-74Б).
0
30.08.2018, 17:53
Ответ Создать тему
Опции темы

КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc.
Рейтинг@Mail.ru