Форум программистов, компьютерный форум CyberForum.ru
Наши страницы

С++ для начинающих

Войти
Регистрация
Восстановить пароль
 
 
Рейтинг: Рейтинг темы: голосов - 14, средняя оценка - 4.79
moskitos80
61 / 61 / 10
Регистрация: 04.10.2011
Сообщений: 217
Завершенные тесты: 1
#1

Компилятор просит указать const в конструкторе - C++

26.07.2012, 14:48. Просмотров 1866. Ответов 33
Метки нет (Все метки)

Всем привет. Изучаю С++ по Р.Лафоре. В одном из заданий, к главе 8 понадобилось написать класс, представляющий простую дробь, и написать перегруженные операторы: -, +, * и /. Собственно проблем никаких - написал, перегрузил. Решил перегрузить заодно и оператор присваивания, путём указания соответствующего конструктора с одним аргументом того же типа:

C++
1
2
3
4
5
6
... код ...
Fract(Fract fr) : 
    num (fr.getNum()),
    den (fr.getDen())
{}
... код ...
И тут компилятор начинает ругается и намекать : invalid constructor; you probably meant `Fract (const Fract&)' После этого делаю как он просит:

C++
1
2
3
4
5
6
... код ...
Fract(const Fract& fr) : 
    num (fr.getNum()),
    den (fr.getDen())
{}
... код ...
И всё окей... Уважаемые, объясните пожалуйста, что это за правила такие действуют в данной ситуации? Почему здесь требуется указать const и обязательно передать аргумент по ссылке?

Вот листинг программы целиком:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
#include <iostream>
 
using namespace std;
 
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Класс, представляющий простую дробь
 
class Fract {
      private : 
              int num, // числитель
                  den; // знаменатель
      public :
             // Для перегрузки оп-ции "="
             // Fract(Fract fr)       : - Не работает!!!
             // Fract(const Fract fr) : - Тоже не работает!!!
             Fract(const Fract& fr) : 
                     num (fr.getNum()),
                     den (fr.getDen())
             {}
             Fract(int n, int d) : 
                     num (n),
                     den (d)
             {}
             
             // Аксессор для числителя
             int getNum(void) const;
             // Аксессор для знаменателя
             int getDen(void) const;
             // Вывести на консоль значение в виде x/x
             void show(void) const;
             // Сокращение дроби
             Fract lowterms(void);
             
             Fract operator +(const Fract&) const;
             Fract operator -(const Fract&) const;
             Fract operator *(const Fract&) const;
             Fract operator /(const Fract&) const;
             
             bool operator ==(Fract) const;
             bool operator !=(Fract) const;
};
int Fract::getNum(void) const{
    return this->num;
}
int Fract::getDen(void) const{
    return this->den;
}
void Fract::show(void) const {
     cout << this->num << "/" << this->den;  
}
Fract Fract::lowterms(void){
      int div = this->den;
      while (div > 1) {
            // Если числ. и знам. делятся на одно и тоже число без остатка...
            if (this->num % div == 0 && this->den % div == 0) {
                  // Сокращаем:
                  this->num /= div;  
                  div = this->den /= div;   
            }
            div--;
      }
      // Это телодвижение для того, чтобы можно было вызывать этот метод
      // с оператором return в перегруженных операторах:
      // "+", "-", "*", "/" т.е. возвращать уже сокращённую дробь и в 
      // результате возвращать требуемый тип.
      return Fract(this->num, this->den);
}
Fract Fract::operator +(const Fract& fr2) const{
      return Fract(
             (this->num * fr2.getDen() + fr2.getNum() * this->den),
             (this->den * fr2.getDen())
      ).lowterms();
}
Fract Fract::operator -(const Fract& fr2) const{
      return Fract(
             (this->num * fr2.getDen() - fr2.getNum() * this->den),
             (this->den * fr2.getDen())
      ).lowterms();
}
Fract Fract::operator *(const Fract& fr2) const{
      return Fract(
             (this->num * fr2.getNum()),
             (this->den * fr2.getDen())
      ).lowterms(); 
}
Fract Fract::operator /(const Fract& fr2) const{
      return Fract(
             (this->num * fr2.getDen()),
             (this->den * fr2.getNum())
      ).lowterms(); 
}
bool Fract::operator ==(Fract fr2) const{
      Fract fr1(this->num, this->den);
      fr1.lowterms();
      fr2.lowterms();
      return (fr1.getNum() == fr2.getNum() && fr1.getDen() == fr2.getDen());
}
bool Fract::operator !=(Fract fr2) const{
      Fract fr1(this->num, this->den);
      fr1.lowterms();
      fr2.lowterms();
      return (fr1.getNum() == fr2.getNum() && fr1.getDen() != fr2.getDen());      
}
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
 
int main()
{
   Fract fr1(2,3), 
         fr2(4,6), 
         fr3 = fr1 + fr2; 
         
   fr3.show();
   
   cout << endl;   
   system("PAUSE");
   return EXIT_SUCCESS;
}
0
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
Similar
Эксперт
41792 / 34177 / 6122
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 57,940
26.07.2012, 14:48
Здравствуйте! Я подобрал для вас темы с ответами на вопрос Компилятор просит указать const в конструкторе (C++):

Что значит const в конструкторе класса? - C++
Здравствуйте, не понимаю что значит const в конструкторе класса. Встречался с const только когда он работал с переменными. Или это значит...

int const * const foo(const int* param) const - разъясните значение квалификаторов - C++
int const * const foo(const int* param) const -----1------2----------3----------------4 1: ? 2: делает содержимое массива или...

Как компилятор обрабатывает член класса static constexpr const char* - C++
Привет! Наткнулся на непонятный момент class Foo { public: static constexpr const char* PTR = &quot;value&quot;; }; без...

Ошибка в конструкторе с параметром. Компилятор не ругается, но при запуске программы возникает ошибка - C++
Я знаю точно, что ошибка в конструкторе с параметром. Компилятор не ругается, но при запуске моей программы windows выдает ошибку. Почему ?...

char operator[](unsigned short offset) const; // что означает const? - C++
Собстенно вопрос уже озвучен :).

Что это bool operator== (const CLASS&) const; - C++
Что это? class CLASS { public: bool operator== (const CLASS&amp;) const; ...

33
nameless
Эксперт С++
334 / 298 / 14
Регистрация: 16.06.2009
Сообщений: 486
26.07.2012, 22:33 #16
Цитата Сообщение от moskitos80 Посмотреть сообщение
Получается, что не "можно", а нужно! - Компилятор требует этого!
Стандартом не запрещено объявление копирующего конструктора, принимающего неконстантную ссылку. Если только инициализирующий объект не объявлен как const / volatile.

(12.8)Note: If a class X only has a copy constructor with a parameter of type X&, an initializer of type const X
or volatile X cannot initialize an object of type (possibly cv-qualified) X.
Т.е.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
class X {
    X();
    X(X&);
}; 
 
 
X cx;
X x = cx; // OK
 
 
 
const X cx;
X x = cx; // Error

Цитата Сообщение от moskitos80 Посмотреть сообщение
Блин, где бы почитать про подобные фичи языка...
http://open-std.org/jtc1/sc22/wg21/docs/papers/2012/n3376.pdf

Добавлено через 55 минут
Цитата Сообщение от moskitos80 Посмотреть сообщение
стоит ли изучать язык С++ не имея высшего образования
Стоит. В российских вузах программирование дают посредственно. Тут самообучение выходит на первый план.
1
moskitos80
61 / 61 / 10
Регистрация: 04.10.2011
Сообщений: 217
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 10:19  [ТС] #17
Цитата Сообщение от nameless Посмотреть сообщение
Стоит. В российских вузах программирование дают посредственно.
Спасибо, а то я уже начал отчаиваться. Надеюсь всё-таки осилю.

Ведь в своё время - 3 года назад, когда начинал изучать php для меня массивы были чем то страшным и непонятным, циклы - вообще ужас а теперь я просто не представляю, как без всего этого жить. Потом был ООП - это по началу казалось чем то не постижимым, а теперь только его и использую (в больших проектах). Дальше - шаблоны проектирования Теперь понимаешь, что реализация - это вообще не проблема, а вот грамотно построить архитектуру это да... В общем, конечно всё по началу пугает... но мне кажется С++ как то особенно здесь не то что архитектура... блин простые вещи сделать - мозгов не хватает

Добавлено через 11 часов 11 минут
Нашёл ответы на свои вопросы здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%...D%D0%B8%D0%B5)

Конструктор копирования

Конструктор, аргументом которого является ссылка на объект того же класса. Применяется в C++ для передачи объектов в функции по значению.
Конструктор копирования в основном необходим, когда объект имеет указатели на объекты выделенные в куче. Если программист не создаёт конструктор копирования, то компилятор создаст неявный конструктор копирования, который копирует указатели как есть, то есть фактическое копирование данных не происходит и два объекта ссылаются на одни и те же данные в куче. Соответственно попытка изменения «копии» повредит оригинал (!), а вызов деструктора для одного из этих объектов при последующем использовании другого приведёт к обращению в область памяти, уже не принадлежащую программе.
Аргумент должен передаваться именно по ссылке, а не по значению. Это вытекает из коллизии: при передаче объекта по значению (в частности, для вызова конструктора) требуется скопировать объект. Но для того, чтобы скопировать объект, необходимо вызвать конструктор копирования.

Тут ответы и почему по ссылке, и почему const Похоже тему можно закрывать.
0
Schizorb
509 / 461 / 16
Регистрация: 07.04.2012
Сообщений: 865
Записей в блоге: 1
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 11:05 #18
Цитата Сообщение от moskitos80 Посмотреть сообщение
Соответственно попытка изменения «копии» повредит оригинал (!)
Здесь речь не о const. А о том, что неявный конструктор копирования просто создаст копии всех переменных, в том числе и указателей. В итоге объекты будут содержать указатели на одну и ту же область памяти. Поэтому изменения в одном объекте будут отражаться на других. От этого const не спасёт. Вот пример, как делать нельзя:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
class SimpleClass
{
public:
    // ...
    
    SimpleClass(const SimpleClass & rhs)
    {
        ptr = rhs.ptr; // в переменную ptr записывается адрес, содержащийся в rhs.ptr
        // теперь и ptr и rhs.ptr ссылаются на одну и ту же область памяти
    }
    
private:
    // ...
    int * ptr;
};
Поэтому при реализации конструктора копирования нужно позаботиться о том, чтобы создавалась копия не значений указателей, а данных, на которые они указывают.
0
moskitos80
61 / 61 / 10
Регистрация: 04.10.2011
Сообщений: 217
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 11:26  [ТС] #19
Получается, что конечно изменить SimpleClass::rhs мы не сможем внутри конструктора, но скопировав некий адрес из rhs в ptr мы потенциально имеем возможность менять данные, которые содержит rhs - это что получается, что мы обходим const в сигнатуре конструктора? Или я опять всё не так понял?
0
alsav22
5421 / 4816 / 442
Регистрация: 04.06.2011
Сообщений: 13,587
27.07.2012, 12:30 #20
Тут о другом разговор. Если конструктор принимает константную ссылку на объект, это не значит, что сами данные этого объекта константны. Это только значит, что сам конструктор через эту ссылку не может менять объект. Я написал, что в вашем коде достаточно неявного констуктора копирования, который выполняет поверхностное копирование, т.е. просто копирует значения переменных одного объекта в другой. Проблема возникает с указателями, инициализированными оператором new. При поверхностном копировании, создаются копии указателей (адресов, которые они содержат), а не того, на что они указывают. Поэтому получается несколько объектов, с указателями, которые указывают на одну и ту же область памяти. Получаются, как бы, общие данные. Один объект, через указатели, меняет содержимое этой памяти, а другие объекты, и не знают об этом. При удалении одного объекта эта память освобождается. При удалении других, котрые содержат указатели на эту же память, делается попытка освободить уже свободную память, что приводит к ошибке. Поэтому, в этих случаях, задаётся явный конструктор копирования, который выполняет глубокое копирование, т.е. он копирует не указатели, а то, на что они указывают. После этого, у каждого объекта, указатели будут указывать на свою область памяти, со своими данными.
0
Schizorb
27.07.2012, 12:40
  #21

Не по теме:

Цитата Сообщение от alsav22 Посмотреть сообщение
При удалении других, котрые содержат указатели на эту же память, делается попытка освободить уже свободную память, что приводит к ошибке.
Освобождение уже свободной памяти разве приведет к ошибке? Вот обращение к ней, другое дело...

0
alsav22
27.07.2012, 12:53
  #22

Не по теме:

Цитата Сообщение от Schizorb Посмотреть сообщение
Освобождение уже свободной памяти разве приведет к ошибке?
Вопрос, конечно, интересный. Пишут, именно, о работе деструктора. Происходит неопределённое поведение. Ведь и обращение к свободной памяти - это не всегда ошибка. Ну, мусор там, и что? Тут нужно знать тонкости работы деструктора.

0
Toshkarik
1141 / 858 / 51
Регистрация: 03.08.2011
Сообщений: 2,386
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 12:57 #23
А очистка это не обращение? Конечно приведет к ошибке.
1
alsav22
27.07.2012, 12:59
  #24

Не по теме:

Цитата Сообщение от Toshkarik Посмотреть сообщение
А очистка это не обращение?
А очистка - это как? Ведь деструктор не освобождает память, так же, как конструктор - не выделяет.

0
Toshkarik
1141 / 858 / 51
Регистрация: 03.08.2011
Сообщений: 2,386
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 13:06 #25
Под очисткой имеется ввиду операция delete.
Самый простой пример.
C++
1
2
3
4
5
6
int *ptr1 = new int( 100 );
int *ptr2 = ptr1;
 
delete ptr2;
 
delete ptr1; //ошибка
0
Toshkarik
1141 / 858 / 51
Регистрация: 03.08.2011
Сообщений: 2,386
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 13:30 #26
Освобождает захваченный ресурс.
Цитата Сообщение от alsav22 Посмотреть сообщение
деструктор не освобождает память
Деструктор подготавливает объект к уничтожение, в частности освобождает ресурсы с помощью операции delete, захваченные операцией new в конструкторе или во время его существования.
0
alsav22
5421 / 4816 / 442
Регистрация: 04.06.2011
Сообщений: 13,587
27.07.2012, 13:40 #27
Почему-то, именно очистка через delete, а не просто обращение, приводит к ошибке. Schizorb, вот смотрите, такой код:
C++
1
2
3
4
5
6
int *ptr1 = new int( 100 );
   int *ptr2 = ptr1;
 
   delete ptr2;
   cout << *ptr1 << endl;
   //delete ptr1; //ошибка
вызовет ошибку?

Добавлено через 9 минут
Цитата Сообщение от Toshkarik Посмотреть сообщение
Деструктор подготавливает объект к уничтожение, в частности освобождает ресурсы с помощью операции delete, захваченные операцией new в конструкторе или во время его существования.
А если объект был без new создан?
0
Toshkarik
1141 / 858 / 51
Регистрация: 03.08.2011
Сообщений: 2,386
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 13:57 #28
То что это не вызвало ошибку - просто дело случая. Поведение не определенно, так как указатель ptr1 становится невалидным.
Цитата Сообщение от alsav22 Посмотреть сообщение
А если объект был без new создан?
Часто в таких случаях хватает и пустого деструктора, генерируемого компилятором по умолчанию, если он не определен явно. Но иногда в нем могут потребоваться некоторые действия. Например для подсчета существующих элементов данного класса, в конструкторе может происходит инкремент статического члена класса, а в деструкторе - декремент.
0
alsav22
5421 / 4816 / 442
Регистрация: 04.06.2011
Сообщений: 13,587
27.07.2012, 14:17 #29
Деструктор по умолчанию delete делает? И что он вообще делает? Или delete только программист в коде делает, если new было?
0
Toshkarik
1141 / 858 / 51
Регистрация: 03.08.2011
Сообщений: 2,386
Завершенные тесты: 1
27.07.2012, 14:29 #30
Деструктор ничего по умолчанию не делает, кроме как вызывается Все освобождение памяти, захваченной new, ложиться на программиста. Он должен явно освобождать память в дексрукторе операцией delete.
0
MoreAnswers
Эксперт
37091 / 29110 / 5898
Регистрация: 17.06.2006
Сообщений: 43,301
27.07.2012, 14:29
Привет! Вот еще темы с ответами:

Const в параметрах. Перед чем нужно употребить const дабы обезопасить данные от изменения - C++
const int Counter(const TSNum *Start) { int c=0; while(Start!=NULL){Start=Start-&gt;next;} return c; } Функция...

Ошибка: Cannot convert 'char const[18]' to 'const wchar_t *' - C++
Unit1.cpp(59): E2034 Cannot convert 'char const' to 'const wchar_t *' Full parser context Unit1.cpp(55): parsing: void _fastcall...

Модификатор const для параметра функции не const? - C++
void foo(const int N) { int Arr; //&lt;-- ??? } В clang это работает. В VisualStudio 2015 нет.

const& и const* в имени функции - C++
Объясните пожалуйста что значит const&amp; и const* в имени и параметрах функции(пример из Вандевурд,Джосаттис): template &lt;typename T&gt; ...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
30
Yandex
Объявления
27.07.2012, 14:29
Ответ Создать тему
Опции темы

КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc.
Рейтинг@Mail.ru