1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
| #include "math.hpp"
// размер поля WxH
#define W 4
#define H 4
int wc, hc;
byte pole [H][W]; // игровое поле
byte ex,ey; // координаты пустой клетки
bool GameOver;
AnsiString fn; // имя bmp-файла
TSearchRec SearchRec; // результат поиска файла
void_fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
pic = new Graphics::TBitmap();
}
// Начало работы программы
void_fastcall TForm1::FormShow(TObject *Sender)
{
NewGame();
}
// новая игра
void _fastcall TForm1::NewGame()
{
static int Tag = 0;
// загрузить файл иллюстрации
if (( ParamCount() == 0 ) && ( Tag == 0 )) Tag = 1;
switch ( Tag)
{
case 0 : // имя файла из командной строки
fn = ParamStr(1);
Tag = 1;
break;
case 1: // выбрать первый по порядку bmp-файл
{
FindFirst("*.bmp",faAnyFile,SearchRec);
fn = SearchRec.Name;
Tag = 2;
}
break;
case 2: // выбрать следующий bmp-файл
{
if ( FindNext(SearchRec) !=0)
FindFirst("*.bmp",faAnyFile,SearchRec);
fn = SearchRec.Name;
}
break;
}
// загрузить иллюстрацию
try {
pic->LoadFromFile(fn);
}
catch (EFOpenError &e)
{
MessageDlg("Ошибка доступа к файлу иллюстрации",
mtWarning, TMsgDlgButtions()<< mbOK<<mbHelp,0);
return;
}
// определить размер клетки
wc = pic->Width / W;
hc = pic->Height / H;
// установить размер формы
ClientWidth = wc * W;
ClientHeight =hc * H;
// исходное (правильное) положение фишек
int k = 1;
for (int i=0; i < H; i++)
for (int j = 0; j < W; j++)
pole [i][j] = k++;
GameOver = false;
Mixer(); // перемешать фишки
ShowPole();// отобразить игровое поле
}
// перемешивает фишки
void_fastcall TForm1::Mixer()
{
int x1,y1: // пустая клетка
int x2,y2; // эту переместить в пустую
int d; // направление относительно пустой
Randomize();
x1 = 3; y1=3; // см. описание массива stp
for ( int i = 0; i < 150; i++) // кол-во перестановок
{
do {
x2 = x1;
y2 = y1;
// выбери фишку , примыкающую к пустой клетке
// которую переместим в пустую клетку
d = RandomRange(1,5);
switch ( d ) {
case 1: x2--; break;
case 2: x2++; break;
case 3: y2--: break;
case 4: y2++; break;
}
} while ({x2 < 0) || ( x2>=W) } ||
(y2 < 0) || (y2>= H));
/* здесь определили фишку, которую
надо переместить в пустую клетку */
pole[y1][x1] = pole[y2][x2];
pole[y2][x2] = 16;
x1 = x2;
y1 = y2;
};
// запомним координаты пустой клетки
ex = x1;
ey = y1;
}
// отображает на поверхности формы игровое поле
void _fastcall TForm1::ShowPole()
(
TRect src, dst: // фрагмент картинки и область её
// её отображение на поверхности формы
int sx,sy;
for (int i = 0; i < H; i++)
for (int j = 0; j < W; j++)
{
// Преобразуем номер фрагмента картинки в
// координаты левого
// верхнего угла области источника
sx = ((pole[i][j]-1) %W) * wc;
sy = ((pole[i][j]-1) /H) *hc;
if (( pole(i][j] !=16) || GameOver)
// фрагмент картинки
Canvas->CopyRect(dst,pic->Canvas,src);
else
{
// пустая клетка
Canvas->Brush->Style = bsSolid;
Canvas->Brush->Color = clBtnFace;
Canvas->Rectangle(dst);
}
}
if ( N6->Checked )
{
// вывести номер фишки
Canvas->Brush->Style = bsClear;
for (int i = 0; i < H; i++)
for (int j = 0; j < W; j++)
Canvas->TextOutA(wc*j,hc*i, IntToStr(pole[i][j]));
}
}
// щелчок в клетке
void __fastcall TForm1::FormMouseDown(TObject *Sender,
TMouseButton Button, TShiftState Shift, int X, int Y)
{
int cx,cy; // координаты клетки
cx = X / wc;
cy = Y / hc;
Move(cx,cy); // переместить выбранную клетку в соседнюю
// свободную
}
bool Finish(); // проверяет, правильно ли размещены фишки
// перемещает фишку из клетки, в которой сделан щелчок
// в свободную клетку
void __fastcall TForm1::Move(int cx, int cy)
{
if ( ( abs(cx - ex) == 1 && cy-ey == 0 ) ||
( abs(cy - ey) == 1 && cx-ex == 0 ) )
{
// переместить фишку из (cx,cy) в (ex,ey)
pole[ey][ex] = pole[cy][cx];
pole[cy][cx] = 16;
ex = cx;
ey = cy;
// отрисовать поле
ShowPole();
if ( Finish() )
{
GameOver = true;
ShowPole();
int r = MessageDlg ("Цель достигнута! "
"Еще раз (другая картинка)?",
mtInformation,
TMsgDlgButtons() << mbYes << mbNo, 0);
if ( r == mrNo )
Form1->Close(); // завершить работу программы
else
{
NewGame();
ShowPole();
}
}
}
}
// проверяет, расположены ли клетки (фрагменты картинки) в
// нужном порядке
bool Finish()
{
bool result;
int row, col;
int k = 1;
result = true; // пусть фишки в нужном порядке
for (row = 0; row < H; row ++)
(
for (col = 0; col < W; col++)
if ( pole(row)(col) == k)
k++;
else {
result = false;
break;
}
if ( ! result ) break;
}
return (result);
};
// обработка события Paint
voind __fastcall TForm1::FormPaint(Tobject *Sender)
{
ShowPole();
}
// выбор в строке меню команды Новая игра
void __fastcall TForm1::N1Click(TObject *Sender)
{
NewGame();
}
// выбор в меню Справка команды Справка
void __fastcall TForm1::N3Click(TObject *Sender)
{
WinExec(*hh.exe puzzle.chm", SW_RESTORE);
}
// выбор в меню Справка команды О программе
void __fastcall TForm1::N4Click(TObject *Sender)
{
WinExec("hh.exe -mapid 3 puzzle.chm", SW_RESTORE);
}
// команда Параметры/Номер фишки
void __fastcall TForm1::N6Click(TObject *Sender)
{
N6->Checked = ! N6->Checked;
ShowPole();
} |