1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
| type
TArray = array[1..5,1..5] of integer;
TSpot = record
i: integer;
j: integer;
end;
TMove = record
Index: TSpot;
Rate: integer;
end;
// Проверка на факт победы
function TTicTacToe.Victory(const VicGrid: TArray;
VicPlayer: integer): boolean;
var
i: integer;
begin
Victory := false;
if Size = 0 then
begin
for i := 1 to 3 do
begin
// Подряд по горизонтали
if ((VicGrid[i,1] = VicGrid[i,2]) and (VicGrid[i,2] = VicGrid[i,3]) and (VicPlayer = VicGrid[i,1])) then
Victory := true;
// Подряд по вертикали
if ((VicGrid[1,i] = VicGrid[2,i]) and (VicGrid[2,i] = VicGrid[3,i]) and (VicPlayer = VicGrid[1,i])) then
Victory := true;
end;
// Подряд по главной диагонали
if ((VicGrid[1,1] = VicGrid[2,2]) and (VicGrid[2,2] = VicGrid[3,3]) and (VicPlayer = VicGrid[1,1])) then
Victory := true;
// Подряд по побочной диагонали
if ((VicGrid[1,3] = VicGrid[2,2]) and (VicGrid[2,2] = VicGrid[3,1]) and (VicPlayer = VicGrid[1,3])) then
Victory := true;
end;
if Size = 1 then
begin
for i := 1 to 5 do
begin
// Подряд по горизонтали
if ((VicGrid[i,1] = VicGrid[i,2]) and (VicGrid[i,2] = VicGrid[i,3])
and (VicGrid[i,3] = VicGrid[i,4]) and (VicGrid[i,4] = VicGrid[i,5]) and (VicPlayer = VicGrid[i,1])) then
Victory := true;
// Подряд по вертикали
if ((VicGrid[1,i] = VicGrid[2,i]) and (VicGrid[2,i] = VicGrid[3,i])
and (VicGrid[3,i] = VicGrid[4,i]) and (VicGrid[4,i] = VicGrid[5,i]) and (VicPlayer = VicGrid[1,i])) then
Victory := true;
end;
// Подряд по главной диагонали
if ((VicGrid[1,1] = VicGrid[2,2]) and (VicGrid[2,2] = VicGrid[3,3])
and (VicGrid[3,3] = VicGrid[4,4]) and (VicGrid[4,4] = VicGrid[5,5]) and (VicPlayer = VicGrid[1,1])) then
Victory := true;
// Подряд по побочной диагонали
if ((VicGrid[1,5] = VicGrid[2,4]) and (VicGrid[2,4] = VicGrid[3,3])
and (VicGrid[3,3] = VicGrid[4,2]) and (VicGrid[4,2] = VicGrid[5,1]) and (VicPlayer = VicGrid[1,5])) then
Victory := true;
end;
end;
// Поиск наилучшего хода
function TTicTacToe.Minimax(var NewGrid: TArray; NewPlayer: integer): TMove;
var
AvailSpots: array[1..25] of TSpot;
Moves: array[1..25] of TMove;
Move: TMove;
Best: TMove;
ASCount, MCount: integer;
m, n, k: integer;
begin
ASCount := 0;
MCount := 0;
// Поиск доступных для хода клеток
if Size = 0 then
for m := 1 to 3 do
for n := 1 to 3 do
if NewGrid[m,n] = 0 then
begin
AvailSpots[ASCount+1].i := m;
AvailSpots[ASCount+1].j := n;
Inc(ASCount);
end;
if Size = 1 then
for m := 1 to 5 do
for n := 1 to 5 do
if NewGrid[m,n] = 0 then
begin
AvailSpots[ASCount+1].i := m;
AvailSpots[ASCount+1].j := n;
Inc(ASCount);
end;
// Проверка на факт победы или ничьи и выставление рейтинга
if Victory(NewGrid, 1) then
begin
Minimax.Rate := -1;
Exit;
end
else
if Victory(NewGrid, 2) then
begin
Minimax.Rate := 1;
Exit;
end
else
if ASCount = 0 then
begin
Minimax.Rate := 0;
Exit;
end;
// Цикл по доступным клеткам
for k := 1 to ASCount do
begin;
Move.Index := AvailSpots[k];
// Совершить ход за текущего игрока
NewGrid[Move.Index.i,Move.Index.j] := NewPlayer;
// Получить рейтинг следующего хода от противника текущего игрока
if NewPlayer = 1 then
Move.Rate := Minimax(NewGrid, 2).Rate;
if NewPlayer = 2 then
Move.Rate := Minimax(NewGrid, 1).Rate;
// Очистить клетку обратно
NewGrid[Move.Index.i,Move.Index.j] := 0;
// Сохранить ход в массив
Moves[MCount+1] := Move;
Inc(MCount);
end;
// Выбор наилучшего хода
// Если это ход игрока, выбрать ход с наименьшим рейтингом
if NewPlayer = 1 then
begin
Best.Rate := 100;
for k := 0 to MCount do
if Moves[k].Rate < Best.Rate then
begin
Best.Rate := Moves[k].Rate;
Best.Index := Moves[k].Index;
end;
end;
// Если это ход компьютера, выбрать ход с наибольшим рейтингом
if NewPlayer = 2 then
begin
Best.Rate := -100;
for k := 0 to MCount do
if Moves[k].Rate > Best.Rate then
begin
Best.Rate := Moves[k].Rate;
Best.Index := Moves[k].Index;
end;
end;
// Вернуть лучший ход
Minimax := Best;
end;
procedure TTicTacToe.AI(Sender: TObject);
var
ij: TSpot;
m, n: integer;
begin
ij := Minimax(Grid,Player).Index;
m := ij.i; n := ij.j;
// Подгрузка изображения нолика
(FindComponent('Image'+IntToStr(m)+IntToStr(n)) as TImage).Picture.LoadFromFile('img\circle.jpg');
// Заносим значение в матрицу поля игры
Grid[m,n] := 2;
// Считаем количество ходов
Inc(Count);
// Блокировка повторного нажатия
(Sender as TImage).Enabled := false;
// Проверка на победу
if Victory(Grid, 2) then
Win(2)
else
// Проверка на ничью
if ((Size = 0) and (Count = 9)) or
((Size = 1) and (Count = 25)) then
begin
CurrentPlayer.Caption := 'Игра завершена';
ShowMessage('Ничья');
Exit;
end
else
// Теперь ходит игрок 1
begin
Player := 1;
CurrentPlayer.Caption := 'Ходит '+Player1.Name;
end;
end; |