|
Ушел с форума
16371 / 7683 / 1080
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 13,757
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программирование на языке Assembler в FASM18.08.2015, 05:51. Показов 13656. Ответов 3
Метки нет (Все метки)
В начале было слово... Если точнее то было просто предложение от Kinder-а написать статью посвящённую макросам в FASM. Я согласился попробовать, но рассматривать макросы отдельно от синтаксиса как-то не очень правильно, а синтаксис без примеров разобрать сложно и в результате получилось сочинение о том как писать программы в FASM.
В этом сочинении будут рассмотрены основные моменты отличающие FASM от других компиляторов, правила по которым пишутся макросы и форматы выходных файлов создаваемые FASM-ом. Так же в рамках данного сочинения мы создадим несколько контролов в виде макросов. Основы Данный раздел является вольным пересказом соответствующего раздела руководства, поставляемого с компилятором. Данная статья посвящена использованию макросов в компиляторе FASM. Для начала вопрос: "Что такое макрос?" (поскольку я не могу услышать Ваш ответ прямо сейчас, когда пишу эту статью, отправляйте свои ответы мне по электронной почте, если Ваше мнение отличается от моего мнения). Макрос - это инструкция препроцессору компилятора развернуть, встретившееся в коде программы, имя макроса (возможно с параметрами) в последовательность строк кода ассемблера с использованием переданных параметров (если таковые заданы). Далее предлагаю Вам ознакомиться с основными директивами, используемыми внутри определений макросов. Внутри определений макросов можно использовать инструкции if и else при этом каждая инструкция if должна закрываться инструкцией end if. Пример из руководства, поставляемого вместе с компилятором:
Можно ещё более расширить эту инструкцию для пересылки трёх значений второго в первый, а третьего во второй:
Директива purge позволяет отменить последнее определение макроса. Кроме уже изложенного в определение макроса можно передавать заранее неизвестное количество операндов (пар операндов и т.д.), для этого необходимо заключить операнды, количество которых заранее неизвестно, в квадратные скобки. Например для вызова процедур написан макрос STDCALL:
Внутри макроопределения может использоваться оператор #, который может использоваться для составления операторов ассемблера, например условного перехода:
Аналогично можно создать и переменные и макросы внутри определения макроса. Однако определить макрос внутри макроса обычным путём:
Средства макроязыка мы рассмотрим ниже, здесь же я хотел бы отметить только то, что передача адреса переменной производится указанием имени переменной без каких либо скобок или префиксов, а её содержимого написанием имени переменной в квадратных скобках.
Структура каркасного приложения на FASM'е В этой части мы рассмотрим, основы синтаксиса данного компилятора и рассмотрим каркасные приложения для основных форматов исполняемых файлов. Итак, что необходимо для работающего приложения? Во-первых мы должны указать компилятору какого формата должен быть создаваемый файл. Это делается директивой format после, которой следует указание форматов:
После указания формата выходного файла мы должны указать компилятору точку начала программы. Это делается с помощью директивы entry после которой указывается метка, с которой начинается код программы. Например entry start. Так же, в случае необходимости, мы должны указать на начало секций данных, кода, импорта, экспорта или ресурсов. Для этого существует директива section, после которой в кавычках следует название секции, далее без скобок тип секции (данные или код) и атрибуты (запись, чтение исполняемый код). Более подробно когда какие атрибуты указывать Вы прочитаете ниже т.к. для разных форматов выходных файлов эти атрибуты отличаются. Форматы PE исполняемых файлов Windows. Консольное приложение может использовать все функции API предоставляемые Windows, но работать с такой программой пользователь может только через командную строку.Консольные приложения Вот простой пример консольного приложения:
Название секции импорта ".idata", хотя название можно изменить и это не повлияет на работоспособность программы, т.к. мы указали назначение этой секции import data, далее следует указание атрибутов, в данном случае readable, что означает для чтения и этого достаточно, если Вы не собираетесь менять содержимое этой секции. Следующей рассмотрим секцию данных. У нас секция данных имеет название ".data", далее следует указание назначения секции data, что означает секцию данных, атрибуты указаны readable writeable, т.е. эта область памяти будет доступна для чтения и записи. Если указать только первый атрибут (readable) при выполнении программы произойдёт ошибка "Программа выполнила недопустимую операцию". Последней рассмотрим секцию кода, она имеет название ".code" назначение секции code, т.е. исполняемая часть программы, атрибуты readable executable, что означает, что из секции кода мы можем читать данные (под данными может подразумеваться и коды инструкций и определённые в этой секции данные) и можем выполнять содержимое этой секции. Кроме рассмотренных секций, консольное приложение может иметь секции экспортируемых функций и секцию ресурсов. Это пожалуй всё, что необходимо знать для начала о консольных приложениях. Да ещё я считаю лишний раз напомнить, что хоть консольное приложение и напоминает внешне программы DOS-а, использование прерываний в нём не допускается так как это всё же приложение Windows, естественно выполняться такое приложение может только в Windows.
0
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18.08.2015, 05:51 | |
|
Ответы с готовыми решениями:
3
Конвертер для перевода программ на языке PHP в текст программы на языке Assembler С помощью цикла определить значение функции F=a*(2^n) Обработка клавиш Fasm Assembler 16bit |
|
Ушел с форума
16371 / 7683 / 1080
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 13,757
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18.08.2015, 06:45 [ТС] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Графическое приложение Графические приложения Windows это оконные приложения, такие как Word, Excel, Notepad и т.д.В отличии от консольных приложений, GUI приложения должны содержать как минимум одну процедуру обработки сообщений, приходящих к окну. Вот простой пример оконного приложения:
Приложение из нашего примера ничего полезного не делает, оно просто создаёт окно, которое реагирует только на нажатие двух системных кнопок в верхнем правом углу окна "Свернуть" и "Закрыть". Приложение содержит секции данных, кода, импорта и ресурсов. После указания точки входа в программу entry start подключаются файлы содержащие макросы и определения констант и структур Windows. Затем следует секция данных, определение которой дано в предыдущем разделе, и секция кода. В секции кода мы получаем хендл нашего модуля (GetModuleHandle), загружаем иконку (LoadIcon), определённую в секции ресурсов, загружаем стандартный курсор Windows (LoadCursor) и заполняем структуру wc для дальнейшей регистрации класса нашего окна (RegisterClass). После регистрации класса окна мы создаём окно зарегистрированного класса (CreateWindowEx). В структуре wc имеется член .lpfnWndProc, в который мы записываем адрес начала процедуры обработки событий окна WindowProc. Далее следует цикл обработки сообщений, посылаемых окну системой Windows. Процедура обработки сообщений получает от Windows четыре параметра:
Первой, в определении переменных внутри virtual - end virtual записана директива local, которая указывает компилятору, что следующие за ней через запятую метки, локальны в данном макросе. Последней, внутри описания виртуальных переменных, следует определение макропеременной ..ret = $ - (ebp+8), которая фактически содержит количество переданных процедуре байт параметров. Она используется при написании эпилога процедуры для очистки стека при возврате управления инструкции, следующей за вызовом данной процедуры. После определения виртуальных переменных, передаваемых процедуре в качестве параметров, определяются локальные макропеременные, которые используются во второй части пролога процедуры. Я уже несколько раз использовал термин - макропеременная. Макропеременная отличается от переменных, используемых в программе, тем, что она существует только во время компиляции и используется как константа, которая может иметь разные значения в разных частях программы. После определения макропеременных начинается блок определения виртуальных переменных, однако переменных в этом макросе нет. После макроса proc необходимо ставить макрос enter, который содержит заключительную часть пролога, а между ними могут располагаться локальные переменные. Для того, что бы имена переменных были локальными перед ними ставится точка. Например .param. Макрос enter определён следующим образом:
Процедура должна правильно обрабатывать поступившие сообщения. Те сообщения, которые мы хотим обработать сами, выделяются в первых строках процедуры и управление передаётся на те участки кода, которые должны производить необходимые действия, а те сообщения, которые нам нет необходимости обрабатывать, мы доверяем обработать системе Windows (DefWindowProc). Хочу обратить Ваше внимание на то, что в данной программе используются глобальные метки (wmdestroy, wmcreate, defwndproc), что не очень удобно в программах содержащих несколько процедур (большинство оконных процедур обрабатывают одни и те же сообщения), поэтому рекомендуется внутри процедур использовать локальные метки (.wmdestroy, .wmcreate, .defwndproc). Теперь пришло время посмотреть на секцию импорта. Она отличается от рассмотренной в предыдущем разделе здесь мы используем макрос library, который определён следующим образом:
Далее следуют макросы import, определённые следующим образом:
Вначале, создавая таблицу смещений имён импортируемых функций, а затем записывая имена импортируемых функций. Более подробно о структуре PE-файла Вы должны прочитать в соответствующей литературе (например в туториалах, которые написал Iczelion). После таблицы импорта создаётся таблица ресурсов:
0
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ушел с форума
16371 / 7683 / 1080
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 13,757
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18.08.2015, 08:31 [ТС] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Динамические библиотеки (DLL) Последним в данном разделе рассмотрим простую динамическую библиотеку. Динамическая библиотека - это приложение GUI, который может содержать как исполняемый код, так и ресурсы. Это приложение не предназначено для самостоятельного запуска, оно используется другими приложениями для хранения часто используемых процедур, шрифтов и многого другого. Мы рассмотрим создание динамической библиотеки на примере процедуры, возвращающей строку, содержащую текущую дату. Мы создадим два модуля один файл динамической библиотеки (dll2.dll) и файл использующий созданную нами библиотеку (usedll.exe). Вот файл динамической библиотеки:
Как Вы могли заметить, динамическая библиотека практически ни чем не отличается от обычной программы Windows, кроме того, что входная процедура вызывается системой в четырёх случаях:
В конце файла мы создаём секцию экспорта нашей библиотеки:
Макрос export определён следующим образом:
Теперь давайте посмотрим, на программу вызывающую нашу динамическую библиотеку:
0
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ушел с форума
16371 / 7683 / 1080
Регистрация: 11.11.2010
Сообщений: 13,757
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18.08.2015, 08:58 [ТС] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Формат исполняемых файлов MS COFF (obj - файлы) Использование obj-файлов в FASM, лично мне, не кажется жизненно необходимым, однако использование этого формата возможно понадобится при создании проектов на С/С++. Именно на таком примере мы и рассмотрим формат файлов MS COFF. Для примера напишем программу, выводящую MessageBox с текущей датой. Модуль на ассемблере будет составлять строку символов, а модуль на С++ будет выводить эту строку в MessageBox. Вот модуль на ассемблере:
Типы вызова процедуры следующие:
Читатель может сказать: "Это как же нужно мозг морщить, чтобы всё запомнить и не перепутать ничего при составлении имени процедуры?". Такая работа имеет основное свойство: она не особо интеллектуальна, но муторна и действия при её решении вполне укладываются в рамках алгоритма. Отсюда вывод: компьютер на то и создан, что бы выполнять подобные задачи так пусть сам, и добавляет все эти префиксы, постфиксы и т.п. Напишем макрос, который будет объявлять процедуру составляя её имя из имени которое мы ему передаём и добавляя к нему все необходимые префиксы. Использовать переменные длиннее 4 байт мы не будем, но думаю Вы сами сможете модернизировать макросы под свои нужды если понадобится. Для начала мы должны определить символьные константы, соответствующие типам вызова процедуры и типам получаемых и возвращаемых параметров:
Полагаю, этот макрос не должен вызвать затруднений. Сложности в понимании может вызвать только строка "?#name#@@Y#calltype#returns#dr#@Z", объясню её более подробно. Сперва стоит знак вопроса (посмотрите табличку со структурой имени процедуры), после которого, значок номера (#), он говорит препроцессору, что далее следует символьная константа, которую следует склеить в одну метку с предыдущим текстом. Если константы с указанным именем не существует, то она включается, как есть. Рассмотрим последовательность действий препроцессора. Метка состоит из вопросительного знака, затем (без разделителей) добавляется, передаваемая макросу переменная name, после неё добавляется текст @@Y, после текста добавляется передаваемая макросу переменная calltype, затем переменная returns, потом составленная нами константа dr, и наконец постфикс @Z (или просто Z, если в процедуру не передаются параметры). Всё. Макрос создан. Однако это ещё не всё. С таким определением процедуры не всегда можно использовать стандартные макросы enter и return так как тип вызова __cdecl предполагает, что стек после завершения работы процедуры будет очищаться вызывающей процедурой то есть модулем написанным на С++, а стандартный макрос return сам очищает стек. Вот макрос, содержащий эпилог процедуры для типа вызова __cdecl:
Ну и пример использования данных макросов:
Модуль на С++ будет выглядеть следующим образом:
Формат исполняемых файлов MS DOS Формат исполняемых файлов MZ Программирование под DOS в FASM в принципе почти ничем не отличается от программирования под DOS в любом другом компиляторе. Вот простейший пример программы:
Формат исполняемых файлов СОМ Если директива format не указана создаются файлы формата *.сом. Вот пример:
0
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18.08.2015, 08:58 | |
|
Помогаю со студенческими работами здесь
4
Посчитать количество вхождений подстроки S1,на языке FASM Программирование SIMD библиотек на Fasm в x86-64 Linux Работа с циклами на языке Assembler Организация циклов в языке Assembler Написать на языке Assembler пример: (2*a+3*b)/(a-b) Искать еще темы с ответами Или воспользуйтесь поиском по форуму: |
|
Новые блоги и статьи
|
||||
|
Новый ноутбук
volvo 07.12.2025
Всем привет.
По скидке в "черную пятницу" взял себе новый ноутбук Lenovo ThinkBook 16 G7 на Амазоне:
Ryzen 5 7533HS
64 Gb DDR5
1Tb NVMe
16" Full HD Display
Win11 Pro
|
Музыка, написанная Искусственным Интеллектом
volvo 04.12.2025
Всем привет. Некоторое время назад меня заинтересовало, что уже умеет ИИ в плане написания музыки для песен, и, собственно, исполнения этих самых песен. Стихов у нас много, уже вышли 4 книги, еще 3. . .
|
От async/await к виртуальным потокам в Python
IndentationError 23.11.2025
Армин Ронахер поставил под сомнение async/ await. Создатель Flask заявляет: цветные функции - провал, виртуальные потоки - решение. Не threading-динозавры, а новое поколение лёгких потоков. Откат?. . .
|
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
Argus19 22.11.2025
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
На странице:
https:/ / norseev. ru/ 2018/ 01/ 04/ comportlist_windows/
нашёл схожую тему. Там приведён код на С++, который показывает только имена СОМ портов, типа,. . .
|
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Programma_Boinc 20.11.2025
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Вот решила сделать интересный приблизительный подсчет, сколько государство потратило на меня денег на покупку инсулинов.
. . .
|
|
Ломающие изменения в C#.NStar Alpha
Etyuhibosecyu 20.11.2025
Уже можно не только тестировать, но и пользоваться C#. NStar - писать оконные приложения, содержащие надписи, кнопки, текстовые поля и даже изображения, например, моя игра "Три в ряд" написана на этом. . .
|
Мысли в слух
kumehtar 18.11.2025
Кстати, совсем недавно имел разговор на тему медитаций с людьми. И обнаружил, что они вообще не понимают что такое медитация и зачем она нужна. Самые базовые вещи. Для них это - когда просто люди. . .
|
Создание Single Page Application на фреймах
krapotkin 16.11.2025
Статья исключительно для начинающих. Подходы оригинальностью не блещут.
В век Веб все очень привыкли к дизайну Single-Page-Application .
Быстренько разберем подход "на фреймах".
Мы делаем одну. . .
|
Фото: Daniel Greenwood
kumehtar 13.11.2025
|
Расскажи мне о Мире, бродяга
kumehtar 12.11.2025
— Расскажи мне о Мире, бродяга,
Ты же видел моря и метели.
Как сменялись короны и стяги,
Как эпохи стрелою летели.
- Этот мир — это крылья и горы,
Снег и пламя, любовь и тревоги,
И бескрайние. . .
|