Объясните формулы "матрица вращения на плоскости"10.02.2025, 22:29. Показов 7975. Ответов 109
Метки нет (Все метки)
Добрый день
Эти формулы приводятся во множестве тьюториалов, часто под видом "матрица вращения на плоскости". x' = x * cos(a) - y * sin(a) y' = y * cos(a) + x * sin(a) Как бы Вы их объяснили первокурсникам? Желательно "под запись", т.е. что должно быть у детей в конспектах? Спасибо
0
|
|
| 10.02.2025, 22:29 | |
|
Ответы с готовыми решениями:
109
Угловая скорость вращения тела на плоскости Поверхность вращения. Построение двумерного графика в 3д плоскости. Матрица вращения |
|
Модератор
10358 / 5644 / 3396
Регистрация: 17.08.2012
Сообщений: 17,217
|
|
| 15.02.2025, 09:43 | |
|
0
|
|
| 15.02.2025, 10:35 [ТС] | ||
Мне в 1977 понять так и не удалось, сейчас тем более (сильно отупел). Правда научился выводить эти формулы "по чертежу и Пифагору", длинно но хоть понятно. Теперь пожуем красивое доказательство. Возьмем 2 единичных радиус-вектора, они соответствуют углам a и b v1 = (cos(a), sin(a)) v2 = (cos(b), sin(b)) Их скалярное произведение: dot(v1, v2) = cos(a) * cos(b) + sin(a) * sin(b) Это косинус угла между этими (единичными) векторами: cos(a - b) = cos(a) * cos(b) + sin(a) * sin(b) Заменим знак используя sin(-b) = -sin(b), итого cos(a + b) = cos(a) * cos(b) - sin(a) * sin(b) Quod erat demonstrandum
0
|
||
|
Модератор
10358 / 5644 / 3396
Регистрация: 17.08.2012
Сообщений: 17,217
|
|
| 15.02.2025, 11:45 | |
|
0
|
|
|
wound up as Aussie
324 / 105 / 19
Регистрация: 15.05.2019
Сообщений: 427
|
|||
| 15.02.2025, 16:01 | |||
|
Т.е. управляя переменным резистором (грубо говоря) можно управлять закрылками ракеты, например, без микроконтроллера, т.е. напрямую. (просто аналоговой техникой со скоростью нано). Точность 10 -4 степени на дельта углах до 30 градусов. А вот эти формулы (igor3d), хорошее кстати доказательство, это просто переход в другую плоскость...
0
|
|||
| 15.02.2025, 19:48 [ТС] | ||
Не исключено что в учебнике какое-то "классическое" доказательство используемое уже сотни лет. Как-то оно напоминает кватернионы и Гамильтона. Это просто у меня такое впечатлениеОднако ж мы отклонились от темы. Все ли мы объяснили/дали первокурснику ? Увы, на полное объяснение "под запись" не разорился никто. Разобрались с доказательством/обоснованием этих формул - дело хорошее, нужное. Но и тупенько их запомнить - особого греха не вижу. Главное - уметь (эффективно) юзать. Тут, на мой взгляд, упущена важная вещь. Какие будут мнения?
0
|
||
|
Модератор
3132 / 2279 / 469
Регистрация: 26.03.2015
Сообщений: 8,870
|
||
| 16.02.2025, 00:38 | ||
|
Доказательство можно посмотреть тут: Скалярное произведение векторов
0
|
||
| 16.02.2025, 01:44 [ТС] | ||||
Хотя да, с "эквивалентностью" мне тоже не все ясно
Все-таки все хорошо в меру, и логика тоже. Где-то надо остановиться и тупенько запомнить
0
|
||||
|
Модератор
3132 / 2279 / 469
Регистрация: 26.03.2015
Сообщений: 8,870
|
|
| 16.02.2025, 02:03 | |
|
Доказательства всех четырёх формул.
1) По теореме Пифагора квадрат расстояния между двумя точками Pα и Pβ на единичной окружности: (cosβ - cosα)2 + (sinα - sinβ)2 То же расстояние после поворота на угол β (вычтем β из обоих углов): (1 - cos(α - β))2 + (sin(α - β) - 0)2 Отсюда, с учётом cos2x + sin2x = 1, получаем: 2 - 2(cosα cosβ + sinα sinβ) = 2 - 2 cos(α - β) cos(α - β) = cosα cosβ + sinα sinβ 2) Так как cos(-x) = cosx и sin(-x) = -sinx, то: cos(α + β) = cosα cos(-β) + sinα sin(-β) cos(α + β) = cosα cosβ - sinα sinβ 3) cos(π/2 - x) = cos(π/2) cosx + sin(π/2) sinx = sinx Подставляя x = π/2 - y, получим: sin(π/2 - y) = cos(π/2 - (π/2 - y)) = cosy С учётом этих тождеств: sin(α - β) = cos(π/2 - (α - β)) = cos((π/2 - α) + β)) = cos(π/2 - α) cosβ - sin(π/2 - α) sinβ = sinα cosβ - cosα sinβ sin(α - β) = sinα cosβ - cosα sinβ 4) Так как cos(-x) = cosx и sin(-x) = -sinx, то: sin(α + β) = sinα cos(-β) - cosα sin(-β) sin(α + β) = sinα cosβ + cosα sinβ
1
|
|
|
Модератор
3132 / 2279 / 469
Регистрация: 26.03.2015
Сообщений: 8,870
|
||||
| 16.02.2025, 02:10 | ||||
|
0
|
||||
| 16.02.2025, 22:37 [ТС] | |||
|
Не по теме: Заметим что чем дальше вопрос от жизни/практики - тем охотнее он обсуждается. Макс постов набирают совершенно идиотские темы :) Что в принципе понятно - люди заходят на форум отдохнуть
0
|
|||
|
Модератор
3132 / 2279 / 469
Регистрация: 26.03.2015
Сообщений: 8,870
|
||||
| 17.02.2025, 14:42 | ||||
|
Дальше даётся альтернативное определение (7). Приводится доказательство его эквивалентности: (строчные буквы - вектора, большие - модули, то есть, числа) a*b = (Axi + Axj) * (Bxi + Bxj) = ... = Ax*Bx + Ay*By Добавлено через 1 минуту Чем чётче и проще сформулированы условия задачи, тем охотнее она обсуждается.
0
|
||||
| 17.02.2025, 18:50 [ТС] | |||
Взглянуть по-новому на скалярное произведение конечно небезынтересно (во всяком случае мне), но практическая польза равна нулю. Впрочем с популярными здесь комбинаторными задачами - то же самое. Дальше "гимнастики ума" дело не идет. Практическая задача - совершенно иное дело. Вот мое "решение" для стартового поста (копия чтобы было под рукой) Кликните здесь для просмотра всего текста
1.
x' = x * cos(a) - y * sin(a) y' = x * sin(a) + y * cos(a) Эти формулы могут быть использованы для поворота 2D вектора/координаты (x, y) вокруг точки (0, 0) на угол a. Положительный угол соответствует вращению против часовой стрелки. Говорят также CCW (CounterColckWise) 2. Доказательство/обоснование. Данные формулы легко получаются из тригонометрических для суммы углов cos(a + b) = cos(a) * cos(b) - sin(a) * sin(b) sin(a + b) = cos(a) * sin(b) + sin(a) * cos(b) В равенствах умножим обе части на r - длину вектора (x, y) и заменим параметрические координаты на декартовы x = r * cos(b) y = r * sin(b) x' = r * cos(a + b) y' = r * sin(a + b) 3. Данные формулы часто записываются в виде матрицы https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?\begin{pmatrix}cos(a)& -sin(a)\\sin(a) & cos(a)\end{pmatrix} Важно: данная запись в нотации "column major" широко используемой во многих приложениях, напр OpenGL. Матрица применяется "слева", т.е. строка матрицы множится на вектор-столбец (трансформируемой) координаты
0
|
|||
| 18.02.2025, 09:03 [ТС] | |
|
Не по теме: что-то спойлер слетел, показывается без него
0
|
|
| 25.02.2025, 20:26 [ТС] | |||
|
Апну темку
Но вот все остальное от том "как это сложно" мне напомнило старый анекдот
Не по теме: Та чего же все-таки там не хватает? (уже подсказываю изо всех сил :)
0
|
|||
| 26.02.2025, 22:48 [ТС] | |||
|
Сказать/озвучить мне конечно не жалко, но тогда
А вот без него как-то "приходится наслаждаться тишиной" Это нормально, такова природа человека
0
|
|||
|
Супер-модератор
|
|
| 27.02.2025, 07:32 | |
|
Igor3D, я, кажется, понимаю, к чему сводится дискуссия. К тому, что Вы требуете от сознания собеседников, чтобы оно (их сознание) прошло тем же путем, что и Ваше... А это - достаточно редкая ситуация. Путь понимания у каждого свой. И Вы (подсознательно) это и сами понимаете, когда пишете "вы скажете - ну, это само собой".
Линейная алгебра возникла в 17-м веке, у истоков стоял Эйлер. Именно он ввел понятие аффинного преобразования. С тех прошло в круглых цифрах 300 лет. Все значимое на эту тему давно сказано. Вы считаете, что открыли что-то новое? Ну, огласите! А я найду Вам источник, где это сказано до Вас. Найду с высокой вероятностью. Без этого считаю дальнейшую дискуссию бессмысленной.
0
|
|
| 27.02.2025, 15:00 [ТС] | |||||
Понятно что аналитическая геометрия - довольно консервативная дисциплина где все известно уже сотни лет (и в этом немало плюсов).Вернемся к теме. Считаю что препод обязан добавить самое главное
![]() Не по теме: Все-таки "правельный" (через "е") звучит куда лучше
0
|
|||||
| 27.02.2025, 15:00 | |
|
Помогаю со студенческими работами здесь
60
Матрица вращения Матрица вращения (X->Y->Z) Метод косоугольного вращения. Матрица поворота Матрица вращения облака точек вида x,y,z В какой момент времени после начала вращения платформы груз начнет соскальзывать, объясните как решать Искать еще темы с ответами Или воспользуйтесь поиском по форуму: |
|
Новые блоги и статьи
|
||||
|
PhpStorm 2025.3: WSL Terminal всегда стартует в ~
and_y87 14.12.2025
PhpStorm 2025. 3: WSL Terminal всегда стартует в ~ (home), игнорируя директорию проекта
Симптом:
После обновления до PhpStorm 2025. 3 встроенный терминал WSL открывается в домашней директории. . .
|
Access
VikBal 11.12.2025
Помогите пожалуйста !! Как объединить 2 одинаковые БД Access с разными данными.
|
Новый ноутбук
volvo 07.12.2025
Всем привет.
По скидке в "черную пятницу" взял себе новый ноутбук Lenovo ThinkBook 16 G7 на Амазоне:
Ryzen 5 7533HS
64 Gb DDR5
1Tb NVMe
16" Full HD Display
Win11 Pro
|
Музыка, написанная Искусственным Интеллектом
volvo 04.12.2025
Всем привет. Некоторое время назад меня заинтересовало, что уже умеет ИИ в плане написания музыки для песен, и, собственно, исполнения этих самых песен. Стихов у нас много, уже вышли 4 книги, еще 3. . .
|
От async/await к виртуальным потокам в Python
IndentationError 23.11.2025
Армин Ронахер поставил под сомнение async/ await. Создатель Flask заявляет: цветные функции - провал, виртуальные потоки - решение. Не threading-динозавры, а новое поколение лёгких потоков. Откат?. . .
|
|
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
Argus19 22.11.2025
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
На странице:
https:/ / norseev. ru/ 2018/ 01/ 04/ comportlist_windows/
нашёл схожую тему. Там приведён код на С++, который показывает только имена СОМ портов, типа,. . .
|
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Programma_Boinc 20.11.2025
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Вот решила сделать интересный приблизительный подсчет, сколько государство потратило на меня денег на покупку инсулинов.
. . .
|
Ломающие изменения в C#.NStar Alpha
Etyuhibosecyu 20.11.2025
Уже можно не только тестировать, но и пользоваться C#. NStar - писать оконные приложения, содержащие надписи, кнопки, текстовые поля и даже изображения, например, моя игра "Три в ряд" написана на этом. . .
|
Мысли в слух
kumehtar 18.11.2025
Кстати, совсем недавно имел разговор на тему медитаций с людьми. И обнаружил, что они вообще не понимают что такое медитация и зачем она нужна. Самые базовые вещи. Для них это - когда просто люди. . .
|
Создание Single Page Application на фреймах
krapotkin 16.11.2025
Статья исключительно для начинающих. Подходы оригинальностью не блещут.
В век Веб все очень привыкли к дизайну Single-Page-Application .
Быстренько разберем подход "на фреймах".
Мы делаем одну. . .
|