Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
С++ для начинающих
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Блоги Сообщество Поиск Заказать работу  
 
Рейтинг 4.67/48: Рейтинг темы: голосов - 48, средняя оценка - 4.67
13 / 10 / 5
Регистрация: 04.01.2013
Сообщений: 205

В чем различия между модульным, процедурным и структурным программированием?

23.06.2014, 14:26. Показов 10226. Ответов 16
Метки нет (Все метки)

Студворк — интернет-сервис помощи студентам
Доброго всем времени суток. Объясните, пожалуйста, в чем различия между модульным, процедурным и структурным программированием? Читаю в википедии, как-то поверхностно понимаю, но какой-то особой разницы не нахожу.
0
Programming
Эксперт
39485 / 9562 / 3019
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 41,671
Блог
23.06.2014, 14:26
Ответы с готовыми решениями:

Различия между модульным и ООП программированием
Привет, кто может в двух словах обьяснить различия между модульным и ООП программированием? Спасибо.

В чём различие между программированием MFC и WinAPi на С++
Хотелось бы узнать в чём отличия? На MFC классах вы не обрабатываете оконные сообщения? Или их обрабатывать гораздо легче?(нет путаницы...

В чем заключаются различия между массивами и записями?
Добрый день! Помогите пожалуйста ответить на два вопроса: 1) В чем заключаются различия между массивами и записями? 2) Какие...

16
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
23.06.2014, 16:55
luigration, примерно одно и то же. Сейчас трудно сделать четкую грань между ними.

Если взять исторически, то изначально был хаос макаронный код, с миллионами goto и прочими прелестями.

Затем Дейстра опубликовал свою знаменитую заметку Go To Statement Considered Harmful, где сказал, в частности, что
«За многие годы я утвердился во мнении о том, что квалификация программистов — функция, обратно зависящая от частоты появления операторов go to в их программах».
Так зародились идеи структурного программирования (смотри структурную теорему Бёма — Якопини, которая утерждвает, что goto не нужен).

Все было хорошо, пока программы были маленькие. Но с увеличением объема кода росла сложность, многие куски кода просто копировались, хотя от goto уже помаленьку отошли. И тут пришла идея инкапсуляции - а давайте введем понятие модуля! Это когда есть функция, код внутри модуля может её использовать, а вне модуля - не может. Типичный пример - функции в разделе Implementation, которых нету в разделе Interface (в паскале), или функции , но которые не описаны в .h файле (в С). Чувствуете, на что это похоже? Да, правильно, но это будет чуть попозже... А такое программирование стали называть модульным.

Время шло дальше, программы росли, и уже модульное программирование не справлялось со сложностью, от дублирование частично избавились, но модули теперь копировались целиком, что тоже не очень хорошо. И тут кому-то очень умному пришло в голову - а давайте не только функции скрывать, но и данные! А что, идея неплохая. Так зародились концепции ООП, которых четыре, а не три, как принято считать. Первая, и самая главная - это Абстракция. Остальные три - набившие оскомину - Наследование, Инкапсуляция и Полиморфизм. Второе - это прямое развитие идей модульного программирования. Полиморфизм был призван убрать дублирование кода, а Наследование - это способ его реализации, по факту (я пишу каждое слово с Большой Буквы, просто чтобы было заметнее, и придать вес словам По-идее, никак выделять эти слова не надо).

Кстати, ООП придумали не В С++ и не Страуструп, как многие думают, а в малоизвестном на сегодня языке Smalltalk. А Страуструп просто вывел эти идеи на промышленные рельсы. Что, впрочем, не умаляет его заслуг.

Время шло, программы росли.. Ничего не напоминает? В общем, ООП тоже начало задыхаться. В частности, очень много кода дублировало всевозможные обработки ошибок, логгирование и прочие вещи, которые в университетских программах не встречаются, а вот в промышленном коде занимают очень много места. И оборачивание каждого метода в километровые try catch с однотипным кодом начало убивать все преимущества ООП. И тут подумали - а почему бы нам не абстрагировать еще и поведение? Пусть обработка всех ошибок у нас будет в одном месте, а бизнес-логика - в другом. А еще что-нибудь - в третьем? Так и появилось новое направление - АОП. Есть некоторые его реализации на сегодняшний день, самая известная мне на сегодняшний день - реализация, основанная на новом API от Microsoft - проекте Rosylin. На самом деле интересный проект, предоставляющий API к компилятору и позволяющую делать интересные штуки, вот небольшой перечень того, что можно сделать Одним словом - первая промышленная реализация АОП (остальные имхо сейчас не очень соответствуют этому званию).

АОП пока не выдохлось По большому счету оно пока только зарождается. Что будет дальше - посмотрим. Надеюсь, я достаточно подробно рассказал
9
13 / 10 / 5
Регистрация: 04.01.2013
Сообщений: 205
23.06.2014, 18:54  [ТС]
Цитата Сообщение от Psilon Посмотреть сообщение
luigration, примерно одно и то же. Сейчас трудно сделать четкую грань между ними.

Если взять исторически, то изначально был хаос макаронный код, с миллионами goto и прочими прелестями.

Затем Дейстра опубликовал свою знаменитую заметку Go To Statement Considered Harmful, где сказал, в частности, что
Так зародились идеи структурного программирования (смотри структурную теорему Бёма — Якопини, которая утерждвает, что goto не нужен).

Все было хорошо, пока программы были маленькие. Но с увеличением объема кода росла сложность, многие куски кода просто копировались, хотя от goto уже помаленьку отошли. И тут пришла идея инкапсуляции - а давайте введем понятие модуля! Это когда есть функция, код внутри модуля может её использовать, а вне модуля - не может. Типичный пример - функции в разделе Implementation, которых нету в разделе Interface (в паскале), или функции , но которые не описаны в .h файле (в С). Чувствуете, на что это похоже? Да, правильно, но это будет чуть попозже... А такое программирование стали называть модульным.

Время шло дальше, программы росли, и уже модульное программирование не справлялось со сложностью, от дублирование частично избавились, но модули теперь копировались целиком, что тоже не очень хорошо. И тут кому-то очень умному пришло в голову - а давайте не только функции скрывать, но и данные! А что, идея неплохая. Так зародились концепции ООП, которых четыре, а не три, как принято считать. Первая, и самая главная - это Абстракция. Остальные три - набившие оскомину - Наследование, Инкапсуляция и Полиморфизм. Второе - это прямое развитие идей модульного программирования. Полиморфизм был призван убрать дублирование кода, а Наследование - это способ его реализации, по факту (я пишу каждое слово с Большой Буквы, просто чтобы было заметнее, и придать вес словам По-идее, никак выделять эти слова не надо).

Кстати, ООП придумали не В С++ и не Страуструп, как многие думают, а в малоизвестном на сегодня языке Smalltalk. А Страуструп просто вывел эти идеи на промышленные рельсы. Что, впрочем, не умаляет его заслуг.

Время шло, программы росли.. Ничего не напоминает? В общем, ООП тоже начало задыхаться. В частности, очень много кода дублировало всевозможные обработки ошибок, логгирование и прочие вещи, которые в университетских программах не встречаются, а вот в промышленном коде занимают очень много места. И оборачивание каждого метода в километровые try catch с однотипным кодом начало убивать все преимущества ООП. И тут подумали - а почему бы нам не абстрагировать еще и поведение? Пусть обработка всех ошибок у нас будет в одном месте, а бизнес-логика - в другом. А еще что-нибудь - в третьем? Так и появилось новое направление - АОП. Есть некоторые его реализации на сегодняшний день, самая известная мне на сегодняшний день - реализация, основанная на новом API от Microsoft - проекте Rosylin. На самом деле интересный проект, предоставляющий API к компилятору и позволяющую делать интересные штуки, вот небольшой перечень того, что можно сделать Одним словом - первая промышленная реализация АОП (остальные имхо сейчас не очень соответствуют этому званию).

АОП пока не выдохлось По большому счету оно пока только зарождается. Что будет дальше - посмотрим. Надеюсь, я достаточно подробно рассказал
Про ООП мне всё понятно. А чем же тогда процедурное программирование отличается от структурного? Грубо говоря, особо ничем?
0
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
23.06.2014, 19:42
luigration, сам никогда не понимал Теоретически, процедурное программирование использует процедуры (внезапно), то есть методы, функции, subroutines, называйте как хотите. Не знаю, может в таком ракурсе структурное программирование подразумевает хреначенье всего кода в main... Ведь даже в ассемблере есть подпрограммы, то есть с этой точки зрения "процедурное" программирование было всегда. По крайней мере начиная с 50гг, если не раньше. Поэтому затрудняюсь ответить на этот вопрос
0
1373 / 596 / 199
Регистрация: 02.08.2011
Сообщений: 2,886
23.06.2014, 22:02
В модульном - скрытность с глаз долой исходных кодов готовых модулей. из-за чего Сам код, в котором используются функции модулей не так сильно загроможден. Разбиение на файлы и использование этих файлов начинается уже с первой программы, с HelloWorld, когда пишем #include <О, Божественный компилятор, подари мне все скрытые способности0 этого файла>
___________________________
В структурном просто удобнее создавать и обрабатывать жалкое подобие баз данных и свои типы и объекты, соответствующие этим созданным типам. Также удобнее само обращение к данным. В маленьких программах этого не особо заметно, но в больших программах заметно. При этом внутри структурного программирования широко используется процедурное. Т.е. к каждому уникальному объекту можно присобачить функцию исключительно для него любимого. Это будет называться методом объекта., ну или задать значение переменой для него любимого.
_____________________________
Ну процедурное - это самое простое для понимания. В нужный момент времени нужно выполнить какой-то расчет или выполнить какую-то конкретную задачу. При этом момент времени может быть совершенно случайным и повторятся многократное количество раз. Как раз, чтобы не пихать все в main. , пытаясь угадать будущее, стали применять процедурное.
_____________________________

При этом все три не взаимоисключающие, все эти подходы программирования можно и иногда нужно сочетать между собой.
Всфя разница только в том, что в какой-то конкретной задаче чуть более удобный один из способов программирования.,вот и все.
2
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
23.06.2014, 22:28
Цитата Сообщение от daslex Посмотреть сообщение
В структурном просто удобнее создавать и обрабатывать жалкое подобие баз данных и свои типы и объекты, соответствующие этим созданным типам. Также удобнее само обращение к данным. В маленьких программах этого не особо заметно, но в больших программах заметно. При этом внутри структурного программирования широко используется процедурное. Т.е. к каждому уникальному объекту можно присобачить функцию исключительно для него любимого. Это будет называться методом объекта., ну или задать значение переменой для него любимого.
вообще не туда

Остальное так.
1
Эксперт С++
 Аватар для Mr.X
3225 / 1752 / 436
Регистрация: 03.05.2010
Сообщений: 3,867
23.06.2014, 23:32
Цитата Сообщение от luigration Посмотреть сообщение
Объясните, пожалуйста, в чем различия между модульным, процедурным и структурным программированием?
Ну, согласно Страуструпу, процедурное программирование – это использование в программе подпрограмм. В Паскале это процедуры и функции, в Си – только функции. Как видно из форума, у студентов-сишников с его освоением проблемы – фигачат весь код в main, что для человека, изучавшего Паскаль, выглядит довольно дико. В других языках, например в Паскале, подпрограмма может делать все, что делает программа, в том числе объявлять свои подпрограммы. В Си этого нет, и в функции уже невозможно объявить подфункцию, все функции глобальные.
Структурное программирование – это использование вместо goto готовых языковых структур – ветвлений и циклов. В Си это for, while, do while. if else, switch. Блок-схемы и были нужны, чтобы, когда этих структур в языке не было, рисовать их на бумажке, а потом реализовывать с помощью макаронного программирования, вписывая goto к номеру строки такой-то. С появлением структурных языков надобность в блок-схемах отпала, поэтому тоже довольно странно видеть как люди с ними возятся.
Модульное программирование – это разбиение программы на блоки функций (модули), каждый из которых выполняет свою задачу, и которые настолько независимы, что каждому модулю достаточно знать только интерфейсы других (т.е. имена функций модуля), а реализация этих функций его не интересует. В C++ это пространства имен на логическом уровне и файлы на физическом, где на логическом уровне интерфейс модуля (объявления функций) помещаются в пространстве имен модуля, а реализация модуля (реализации функций) – за пределами этого пространства имен. На физическом уровне интерфейсу модуля соответствует заголовочный файл модуля, а реализации – файл реализации модуля.
2
:)
Эксперт С++
4773 / 3267 / 497
Регистрация: 19.02.2013
Сообщений: 9,046
23.06.2014, 23:45
Цитата Сообщение от Mr.X Посмотреть сообщение
С появлением структурных языков надобность в блок-схемах отпала, поэтому тоже довольно странно видеть как люди с ними возятся.
Вы о каких блок-схемах говорите? Это же классический подход для схематичного отображения алгоритма.
0
Эксперт С++
 Аватар для Mr.X
3225 / 1752 / 436
Регистрация: 03.05.2010
Сообщений: 3,867
23.06.2014, 23:51
Цитата Сообщение от Tulosba Посмотреть сообщение
Вы о каких блок-схемах говорите? Это же классический подход для схематичного отображения алгоритма.
Ну так структурный язык сам способен описать схему алгоритма непосредственно в коде.
0
:)
Эксперт С++
4773 / 3267 / 497
Регистрация: 19.02.2013
Сообщений: 9,046
24.06.2014, 00:02
Цитата Сообщение от Mr.X Посмотреть сообщение
Ну так структурный язык сам способен описать схему алгоритма непосредственно в коде.
Способов записи алгоритма может быть много. Любая программа - это по сути тоже способ записи алгоритма. И совершенно не важно на каком языке (поддерживающем какую парадигму) она написана. К тому же готовый алгоритм и процесс создания алгоритма - это не одно и то же. И вот во втором случае довольно удобно бывает блок-схему нарисовать. Да и пройтись по блокам, представленным на схеме куда нагляднее и быстрее способствует уяснению алгоритма нежели разбирать код. Как говорится - одна картинка заменяет тысячу слов.
0
Эксперт С++
 Аватар для Mr.X
3225 / 1752 / 436
Регистрация: 03.05.2010
Сообщений: 3,867
24.06.2014, 00:06
Цитата Сообщение от Tulosba Посмотреть сообщение
Как говорится - одна картинка заменяет тысячу слов.
Ну, если вы визуал, то вполне возможно. Мне вот гораздо удобнее непосредственно на языке конструировать.
0
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
24.06.2014, 00:18
Mr.X, зависит от задачи. С тем же успехом можно сказать "UML для лохов, для настоящих про - простыня кода!" А UML по-факту и есть блок-схема, только не для структурного программирования, я для ООП.
0
Эксперт С++
 Аватар для Mr.X
3225 / 1752 / 436
Регистрация: 03.05.2010
Сообщений: 3,867
24.06.2014, 00:37
Цитата Сообщение от Psilon Посмотреть сообщение
А UML по-факту и есть блок-схема, только не для структурного программирования, я для ООП.
Ну, здесь та же история, что и с обычными блок-схемами. Когда в языке не было структур – их рисовали на схемах. Сейчас в языке нет лаконичных и легко читаемых конструкций для отображения взаимодействия между объектами – приходится использовать UML.
0
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
24.06.2014, 01:18
Mr.X, эта теория не сходится с развитием методик "блок-схемного" программирования а-ля Windows Workflow(WWF) и иже с ними.
0
Эксперт С++
 Аватар для Mr.X
3225 / 1752 / 436
Регистрация: 03.05.2010
Сообщений: 3,867
24.06.2014, 01:29
Цитата Сообщение от Psilon Посмотреть сообщение
Mr.X, эта теория не сходится с развитием методик "блок-схемного" программирования а-ля Windows Workflow(WWF) и иже с ними.
Ну, мне кажется, это у нас просто холивар между визуалами и невизуалами. UML тоже не все любят и используют.
0
Master of Orion
Эксперт .NET
 Аватар для Psilon
6101 / 4957 / 905
Регистрация: 10.07.2011
Сообщений: 14,522
Записей в блоге: 5
24.06.2014, 02:10
Mr.X, я его не использую и не особо люблю. Тем не менее, признаю его право на жизнь, а не считаю недостающим звеном эволюции кода
0
1373 / 596 / 199
Регистрация: 02.08.2011
Сообщений: 2,886
24.06.2014, 14:56
PHP
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
На свете жил какой-то программист,
И на Ассемблере писал себе программы с GoTo                    //Императивное
Все говорили, что отличный он специалист,
Но весь тот код, спагетти-код рассеивал быстро смуту.
 
Как только код его жирел немного,
Никто уже его понять не мог,
У автора глаза краснели, сердился он жестоко,                //сложности императивного
Ведь даже сам он путался в своем от злого GoTo
 
Шло время, число краноглазиков росло.                        //сложности императивных порешали структурным
Тут появился некто Дейкстра Эдсгер,                                
Который победил такое злое GoTO, такое злое зло.
Вот Дейкстра клевый тип, талантище, ПРИМЕР!
 
И писали себе Программисты программы свои, 
И код их беспристрастно и сильно жирел,                                  //Но у структурного свои сложности
Цикл в цикл, Цикл в цикл, бесконечность зацикливалась уже в их головах.
Были и те, кому зацикленный беспредел уже надоел,
"Как бы все упростить",- мысли пробегали в ихних умах.
 
 
И снова проблемы волной большой накатились
Уж очень сильно исходники загроможденными стали
Так как-то программисты и не заметили, но в годы 40-е они откатились,    //отражение архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 1940-х годах.
К архитектуре ЭВМ фон Неймана, которого как старье поди изучали.         //это процедурное программирование
 
 
..
 
Я к чему - это. Если исторически, то, наверное, можно сказать, что процедурное программирование есть своего рода надмножество структурного. Цель - упрощение структурного. И сам по себе мир программирования идет накатами волн.
Я, может, немного преувеличил (но это так, для рифмы просто).
1
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
inter-admin
Эксперт
29715 / 6470 / 2152
Регистрация: 06.03.2009
Сообщений: 28,500
Блог
24.06.2014, 14:56
Помогаю со студенческими работами здесь

В чём различия между экземплярами класса и типами?
В чём различия между экземплярами класса и типами? Или это одно и то же? Приведите пример.

Объясните, пожалуйста, в чем различия между SortedSet и NavigableSet?
Объясните, пожалуйста, в чем различия между SortedSet и NavigableSet. Если можно на примере.

В чем различия между Антивирус ESET NOD32 4.0 и ESET NOD32 4.2 ?
В чем различия между Антивирус ESET NOD32 4.0 и ESET NOD32 4.2 ? Заметен только модуль threatsense. Есть еще какие-нибудь различия?

Зачем я занимаюсь программированием и вообще чем то ? это то чего я хочу?
Зачем я занимаюсь программированием и вообще чем то ? это то чего я хочу? зачем я живу? зачем я должен работать? если я не хочу работать а...

Есть ли связь между программированием и предсказанием будущего?
У меня вопрос . Скорей всего к старым IT шникам. Примерно в 1988- 1989 ко мне от программиста попала подробная распечатка по годам...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
17
Ответ Создать тему
Новые блоги и статьи
Новый ноутбук
volvo 07.12.2025
Всем привет. По скидке в "черную пятницу" взял себе новый ноутбук Lenovo ThinkBook 16 G7 на Амазоне: Ryzen 5 7533HS 64 Gb DDR5 1Tb NVMe 16" Full HD Display Win11 Pro
Музыка, написанная Искусственным Интеллектом
volvo 04.12.2025
Всем привет. Некоторое время назад меня заинтересовало, что уже умеет ИИ в плане написания музыки для песен, и, собственно, исполнения этих самых песен. Стихов у нас много, уже вышли 4 книги, еще 3. . .
От async/await к виртуальным потокам в Python
IndentationError 23.11.2025
Армин Ронахер поставил под сомнение async/ await. Создатель Flask заявляет: цветные функции - провал, виртуальные потоки - решение. Не threading-динозавры, а новое поколение лёгких потоков. Откат?. . .
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
Argus19 22.11.2025
Поиск "дружественных имён" СОМ портов На странице: https:/ / norseev. ru/ 2018/ 01/ 04/ comportlist_windows/ нашёл схожую тему. Там приведён код на С++, который показывает только имена СОМ портов, типа,. . .
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Programma_Boinc 20.11.2025
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином. Вот решила сделать интересный приблизительный подсчет, сколько государство потратило на меня денег на покупку инсулинов. . . .
Ломающие изменения в C#.NStar Alpha
Etyuhibosecyu 20.11.2025
Уже можно не только тестировать, но и пользоваться C#. NStar - писать оконные приложения, содержащие надписи, кнопки, текстовые поля и даже изображения, например, моя игра "Три в ряд" написана на этом. . .
Мысли в слух
kumehtar 18.11.2025
Кстати, совсем недавно имел разговор на тему медитаций с людьми. И обнаружил, что они вообще не понимают что такое медитация и зачем она нужна. Самые базовые вещи. Для них это - когда просто люди. . .
Создание Single Page Application на фреймах
krapotkin 16.11.2025
Статья исключительно для начинающих. Подходы оригинальностью не блещут. В век Веб все очень привыкли к дизайну Single-Page-Application . Быстренько разберем подход "на фреймах". Мы делаем одну. . .
Фото: Daniel Greenwood
kumehtar 13.11.2025
Расскажи мне о Мире, бродяга
kumehtar 12.11.2025
— Расскажи мне о Мире, бродяга, Ты же видел моря и метели. Как сменялись короны и стяги, Как эпохи стрелою летели. - Этот мир — это крылья и горы, Снег и пламя, любовь и тревоги, И бескрайние. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru