Администратор
84032 / 52617 / 244
Регистрация: 10.04.2006
Сообщений: 13,500
1

Алгоритмы сортировок

04.03.2007, 11:48. Показов 739918. Ответов 4
Метки нет (Все метки)

Author24 — интернет-сервис помощи студентам
Наиболее часто задаваемые вопросы по С++. Реализация распространенных алгоритмов, решения типовых задач.


Статьи и учебники C++

Оглавление:
0. Сортировка
Выбором
Пузырьком
Вставками
Шелла
Пирамидальная
Быстрая (Хоара)
Поразрядная
Подсчётом

Если вы новичок, и не понимаете, что такое template<class T> или не проходили этого, то есть два способа справиться с этой проблемой:
1. Загуглить "Шаблоны С++". Материал простой, разберетесь
2. Убрать эту надпись, а в прототипе букву T заменить типом вашего массива (int, double, etc.)
71
Programming
Эксперт
39485 / 9562 / 3019
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 41,671
Блог
04.03.2007, 11:48
Ответы с готовыми решениями:

Алгоритмы сортировок
Добрый день. Если у кого есть, просьба выложить коды следующих сортировок: Пирамидальная...

Алгоритмы сортировок
Недавно была необходимость сравнить некоторые алгоритмы сортировок... Если кому-нибудь...

Алгоритмы сортировок массива
Помогите пожалуйста написать программу на с++, которая будет содержать разные сортировки массива(...

Сортировка вектора с демонстрационной диаграммой. Сравнить различные алгоритмы сортировок по количеству операций.
Сортировка вектора.

4
Администратор
84032 / 52617 / 244
Регистрация: 10.04.2006
Сообщений: 13,500
04.03.2007, 11:48  [ТС] 2
Алгоритмы сортировки строк

1. Сортировка выбором

Идея метода состоит в том, чтобы создавать отсортированную последовательность путем присоединения к ней одного элемента за другим в правильном порядке. Если входная последовательность почти упорядочена, то сравнений будет столько же, значит алгоритм ведет себя неестественно.
Реализация на С++
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
template< class T >
void selectSort(T* arr, int size) 
{
    T tmp;
    for(int i = 0; i < size; ++i) // i - номер текущего шага
    { 
        int pos = i; 
        tmp = arr[i];
        for(int j = i + 1; j < size; ++j) // цикл выбора наименьшего элемента
        {
            if (arr[j] < tmp) 
           {
               pos = j; 
               tmp = arr[j]; 
           }
        }
        arr[pos] = arr[i]; 
        arr[i] = tmp; // меняем местами наименьший с a[i]
    }
}

Реализация на Си
C
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
void selectSort(int* arr, int size) 
{
    int tmp, i, j, pos;
    for(i = 0; i < size; ++i) // i - номер текущего шага
    { 
        pos = i; 
        tmp = arr[i];
        for(j = i + 1; j < size; ++j) // цикл выбора наименьшего элемента
        {
            if (arr[j] < tmp) 
            {
               pos = j; 
               tmp = arr[j]; 
            }
        }
        arr[pos] = arr[i]; 
        arr[i] = tmp; // меняем местами наименьший с a[i]
    }
}


2. Сортировка пузырьком (обменом)

Идея метода: шаг сортировки состоит в проходе снизу вверх по массиву. По пути просматриваются пары соседних элементов. Если элементы некоторой пары находятся в неправильном порядке, то меняем их местами.
Реализация на С++
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
template< class T >
void bubbleSort(T* arr, int size)
{
    T tmp;
 
    for(int i = 0; i < size - 1; ++i) // i - номер прохода
    {            
        for(int j = 0; j < size - 1; ++j) // внутренний цикл прохода
        {     
            if (arr[j + 1] < arr[j]) 
            {
                tmp = arr[j + 1]; 
                arr[j + 1] = arr[j]; 
                arr[j] = tmp;
            }
        }
    }
}

Реализация на Си
C
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
void bubbleSort(int* arr, int size)
{
    int tmp, i, j;
 
    for(i = 0; i < size - 1; ++i) // i - номер прохода
    {            
        for(j = 0; j < size - 1; ++j) // внутренний цикл прохода
        {     
            if (arr[j + 1] < arr[j]) 
            {
                tmp = arr[j + 1]; 
                arr[j + 1] = arr[j]; 
                arr[j] = tmp;
            }
        }
    }
}

Дополнительная память, очевидно, не требуется. Поведение усовершенствованного (но не начального) метода довольно естественное, почти отсортированный массив будет отсортирован намного быстрее случайного. Сортировка пузырьком устойчива, однако шейкер-сортировка утрачивает это качество.
На практике метод пузырька, даже с улучшениями, работает слишком медленно. А потому - почти не применяется.

3. Сортировка вставками

Сортировка простыми вставками в чем-то похожа на вышеизложенные методы.
Реализация на С++
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
template< class T >
void insertSort(T* a, int size) 
{
    T tmp;
    for (int i = 1, j; i < size; ++i) // цикл проходов, i - номер прохода
    {
        tmp = a[i]; 
        for (j = i - 1; j >= 0 && a[j] > tmp; --j) // поиск места элемента в готовой последовательности 
            a[j + 1] = a[j];    // сдвигаем элемент направо, пока не дошли
        a[j + 1] = tmp; // место найдено, вставить элемент    
    }
}

Реализация на Си
C
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
void insertSort(int* a, int size) 
{
    int i, j, tmp;
    for (i = 1; i < size; ++i) // цикл проходов, i - номер прохода
    {
        tmp = a[i]; 
        for (j = i - 1; j >= 0 && a[j] > tmp; --j) // поиск места элемента в готовой последовательности 
            a[j + 1] = a[j];    // сдвигаем элемент направо, пока не дошли
        a[j + 1] = tmp; // место найдено, вставить элемент    
    }
}

Аналогично сортировке выбором, среднее, а также худшее число сравнений и пересылок оцениваются как O(n^2), дополнительная память при этом не используется.

Хорошим показателем сортировки является весьма естественное поведение: почти отсортированный массив будет досортирован очень быстро. Это, вкупе с устойчивостью алгоритма, делает метод хорошим выбором в соответствующих ситуациях.

Алгоритм можно слегка улучшить. Заметим, что на каждом шаге внутреннего цикла проверяются 2 условия. Можно объединить из в одно, поставив в начало массива специальный сторожевой элемент. Он должен быть заведомо меньше всех остальных элементов массива.

4. Сортировка Шелла

Сортировка Шелла является довольно интересной модификацией алгоритма сортировки простыми вставками.
Реализация
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
int increment(long inc[], long size) 
{
    int p1, p2, p3, s;
    p1 = p2 = p3 = 1;
    s = -1;
    do 
    {
        if (++s % 2) 
        {
            inc[s] = 8*p1 - 6*p2 + 1;
        } 
        else 
        {
            inc[s] = 9*p1 - 9*p3 + 1;
            p2 *= 2;
            p3 *= 2;
        }
    p1 *= 2;
    } 
    while(3*inc[s] < size);  
 
    return s > 0 ? --s : 0;
}
 
 
template< class T >
void shellSort(T a[], long size) 
{
    long inc, i, j, seq[40];
    int s;
 
    s = increment(seq, size); // вычисление последовательности приращений
    while (s >= 0)  // сортировка вставками с инкрементами inc[] 
    {
         inc = seq[s--];         
         for (i = inc; i < size; ++i) 
         {
             T temp = a[i];
             for (j = i; (j >= inc) && (temp < a[j-inc]); j -= inc) {
                a[j] = a[j - inc];
             }
             a[j] = temp;
         }
    }
}

Часто вместо вычисления последовательности во время каждого запуска процедуры, ее значения рассчитывают заранее и записывают в таблицу, которой пользуются, выбирая начальное приращение по тому же правилу: начинаем с inc[s-1], если 3*inc[s] > size.

5. Пирамидальная сортировка

Пирамидальная сортировка является первым из рассматриваемых методов, быстродействие которых оценивается как O(n log n).
Реализация
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
template< class T >
void downHeap(T a[], long k, long n) 
{
    //  процедура просеивания следующего элемента 
    //  До процедуры: a[k+1]...a[n]  - пирамида 
    //  После:  a[k]...a[n]  - пирамида 
    T new_elem;
    long child;
    new_elem = a[k];
    
    while(k <= n/2) // пока у a[k] есть дети 
    {       
        child = 2*k;
        
        if( child < n && a[child] < a[child+1] ) //  выбираем большего сына 
            child++;
        if( new_elem >= a[child] ) 
            break; 
        // иначе 
        a[k] = a[child];    // переносим сына наверх 
        k = child;
    }
    a[k] = new_elem;
}
 
template< class T >
void heapSort(T a[], long size) 
{
    long i;
    T temp;
 
  // строим пирамиду 
    for(i = size / 2 - 1; i >= 0; --i) 
        downHeap(a, i, size-1);
  
  // теперь a[0]...a[size-1] пирамида 
 
    for(i=size-1; i > 0; --i) 
    {
        // меняем первый с последним 
        temp = a[i]; 
        a[i] = a[0]; 
        a[0] = temp;
        // восстанавливаем пирамидальность a[0]...a[i-1] 
        downHeap(a, 0, i-1); 
    }
}

Построение пирамиды занимает O(n log n) операций, причем более точная оценка дает даже O(n) за счет того, что реальное время выполнения downheap зависит от высоты уже созданной части пирамиды.

Вторая фаза занимает O(n log n) времени: O(n) раз берется максимум и происходит просеивание бывшего последнего элемента. Плюсом является стабильность метода: среднее число пересылок (n log n)/2, и отклонения от этого значения сравнительно малы.

Метод не является устойчивым: по ходу работы массив так "перетряхивается", что исходный порядок элементов может измениться случайным образом.

6. Быстрая сортировка (сортировка Хоара)

"Быстрая сортировка", хоть и была разработана более 40 лет назад, является наиболее широко применяемым и одним их самых эффективных алгоритмов.
Псевдокод
Код
quickSort ( массив a, верхняя граница N ) {
    Выбрать опорный элемент p - середину массива
    Разделить массив по этому элементу
    Если подмассив слева от p содержит более одного элемента,
    вызвать quickSort для него.
    Если подмассив справа от p содержит более одного элемента,
    вызвать quickSort для него.
}

Реализация
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
template<class T>
void quickSortR(T* a, long N) {
// На входе - массив a[], a[N] - его последний элемент.
 
    long i = 0, j = N;      // поставить указатели на исходные места
    T temp, p;
 
    p = a[ N>>1 ];      // центральный элемент
 
    // процедура разделения
    do {
        while ( a[i] < p ) i++;
        while ( a[j] > p ) j--;
 
        if (i <= j) {
            temp = a[i]; a[i] = a[j]; a[j] = temp;
            i++; j--;
        }
    } while ( i<=j );
 
    // рекурсивные вызовы, если есть, что сортировать 
    if ( j > 0 ) quickSortR(a, j);
    if ( N > i ) quickSortR(a+i, N-i);
}


Каждое разделение требует, очевидно, O(n) операций. Количество шагов деления(глубина рекурсии) составляет приблизительно log n, если массив делится на более-менее равные части. Таким образом, общее быстродействие: O(n log n), что и имеет место на практике.

Итеративный алгоритм быстрой сортировки.
Псевдокод
Код
Итеративная QuickSort (массив a, размер size) {
    Положить в стек запрос на сортировку массива от 0 до size-1.
    do {
        Взять границы lb и ub текущего массива из стека.
        do {
            1. Произвести операцию разделения над текущим массивом a[lb..ub].
            2. Отправить границы большей из получившихся частей в стек.
            3. Передвинуть границы ub, lb чтобы они указывали на меньшую часть.
        } пока меньшая часть состоит из двух или более элементов
    } пока в стеке есть запросы
}

Реализация
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
#define MAXSTACK 2048 // максимальный размер стека
template<class T>
void qSortI(T a[], long size) {
 
    long i, j; // указатели, участвующие в разделении
    long lb, ub; // границы сортируемого в цикле фрагмента
 
    long lbstack[MAXSTACK], ubstack[MAXSTACK]; // стек запросов
    // каждый запрос задается парой значений,
    // а именно: левой(lbstack) и правой(ubstack)
    // границами промежутка
    long stackpos = 1; // текущая позиция стека
    long ppos; // середина массива
    T pivot; // опорный элемент
    T temp;
 
    lbstack[1] = 0;
    ubstack[1] = size-1;
 
    do {
        // Взять границы lb и ub текущего массива из стека.
        lb = lbstack[ stackpos ];
        ub = ubstack[ stackpos ];
        stackpos--;
 
        do {
            // Шаг 1. Разделение по элементу pivot
            ppos = ( lb + ub ) >> 1;
            i = lb; j = ub; pivot = a[ppos];
            do {
                while ( a[i] < pivot ) i++;
                while ( pivot < a[j] ) j--;
                if ( i <= j ) {
                    temp = a[i]; a[i] = a[j]; a[j] = temp;
                    i++; j--;
                }
            } while ( i <= j );
 
            // Сейчас указатель i указывает на начало правого подмассива,
            // j - на конец левого (см. иллюстрацию выше), lb ? j ? i ? ub.
            // Возможен случай, когда указатель i или j выходит за границу массива
 
            // Шаги 2, 3. Отправляем большую часть в стек и двигаем lb,ub
            if ( i < ppos ) { // правая часть больше
                if ( i < ub ) { // если в ней больше 1 элемента - нужно
                    stackpos++; // сортировать, запрос в стек
                    lbstack[ stackpos ] = i;
                    ubstack[ stackpos ] = ub;
                }
            ub = j; // следующая итерация разделения
            // будет работать с левой частью
            } else { // левая часть больше
                if ( j > lb ) {
                    stackpos++;
                    lbstack[ stackpos ] = lb;
                    ubstack[ stackpos ] = j;
                }
                lb = i;
            }
        } while ( lb < ub ); // пока в меньшей части более 1 элемента
    } while ( stackpos != 0 ); // пока есть запросы в стеке
}

Размер стека при такой реализации всегда имеет порядок O(log n), так что указанного в MAXSTACK значения хватает с лихвой.

7. Поразрядная сортировка

Рассматриваемый ниже алгоритм существенно отличается от описанных ранее.
Во-первых, он совсем не использует сравнений сортируемых элементов.
Во-вторых, ключ, по которому происходит сортировка, необходимо разделить на части, разряды ключа. Например, слово можно разделить по буквам, число - по цифрам...
Реализация
C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
typedef struct slist_ { 
    long val;
    struct slist_ *next; 
} slist;
 
// функция сортировки возвращает указатель на начало отсортированного списка 
slist *radix_list(slist *l, int t) {
    //  t - разрядность (максимальная длина числа) 
    int i, j, d, m=1;
    slist *temp, *out, *head[10], *tail[10];
    out=l;
 
    for (j=1; j<=t; j++) { 
        for (i=0; i<=9; i++)
            head[i] = (tail[i]=NULL);
 
        while ( l != NULL ) {
            d = ((int)(l->val/m))%(int)10;
            temp = tail[d];
            if ( head[d]==NULL ) head[d] = l;
            else temp->next = l;
            temp = tail[d] = l;
            l = l->next;
            temp->next = NULL;
        }
        for (i=0; i<=9; i++)
            if ( head[i] != NULL ) break;
        l = head[i];
        temp = tail[i];
        for (d=i+1; d<=9; d++) {
            if ( head[d] != NULL) { 
                temp->next = head[d];
                temp = tail[d];
            }
        }
        m*=10;
    }
    return (out);
}
193
Эксперт С++
7176 / 3234 / 82
Регистрация: 17.06.2009
Сообщений: 14,164
22.07.2009, 00:40 3
Размер стека при такой реализации всегда имеет порядок O(log n), так что указанного в MAXSTACK значения хватает с лихвой.
Для 32-битных машин достаточно взять MAXSTACK=32
Для 64-битных машин достаточно взять MAXSTACK=64

Совершенно незачем брать 2048
37
Эксперт С++
1936 / 1048 / 109
Регистрация: 29.03.2010
Сообщений: 3,167
14.08.2013, 22:36 4
Сортировка подсчётом (предложил name?)

Алгоритм сортировки, в котором используется диапазон чисел сортируемого массива (списка) для подсчёта совпадающих элементов. Применение сортировки подсчётом целесообразно лишь тогда, когда сортируемые числа имеют (или их можно отобразить в) диапазон возможных значений, который достаточно мал по сравнению с сортируемым множеством, например, миллион натуральных чисел меньших 1000. Эффективность алгоритма падает, если при попадании нескольких различных элементов в одну ячейку, их надо дополнительно сортировать. Необходимость сортировки внутри ячеек лишает алгоритм смысла, так как каждый элемент придётся просматривать более одного раза.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
void counting_sort (int *vec, int len, int min, int max) {
 
  int *cnt = new int[max-min+1];
 
  for(int i = min; i <= max; ++i) cnt[i - min] = 0;
  for(int i = 0; i < len; ++i) ++cnt[vec[i] - min];
 
  for(int i = min; i <= max; ++i)
    for(int j = cnt[i - min]; j--;)
      *vec++ = i;
}
21
Модератор
Эксперт CЭксперт С++
5287 / 2374 / 342
Регистрация: 20.02.2013
Сообщений: 5,773
Записей в блоге: 20
09.12.2016, 16:09 5
Великолепная наглядная простая и понятная демонстрация разных видов сортировки (по наводке коллеги rikimaru2013):

Как упорядочить ну очень много книг по алфавиту?
16
09.12.2016, 16:09
inter-admin
Эксперт
29715 / 6470 / 2152
Регистрация: 06.03.2009
Сообщений: 28,500
Блог
09.12.2016, 16:09
Помогаю со студенческими работами здесь

меню сортировок
Первый case работает хорошо.а два последних не хотят... #include&lt;iostream&gt; #include&lt;ctime&gt; using...

Варианты сортировок
Здравствуйте! Вот есть два способа сортировки: #include &lt;iostream&gt; using namespace std; int main...

Сравнение сортировок
Помогите с подсчетом количества сравнений в сортировках. Проблема заключается в том, что...

ЛР: Сравнение сортировок
нужно экспериментально сравнить временную сложность и провести качественный анализ трех сортировок:...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
5
Закрытая тема Создать тему
Опции темы

Новые блоги и статьи
Интеграция Arduino и ChatGPT: Практическое руководство
InfoMaster 16.01.2025
В современную эпоху технологических инноваций интеграция искусственного интеллекта с микроконтроллерами открывает принципиально новые возможности для создания умных устройств и автоматизированных. . .
Как создать робота, управляемого ChatGPT
InfoMaster 16.01.2025
Концепция проекта В современную эпоху искусственный интеллект и робототехника становятся все более доступными для энтузиастов и разработчиков. Создание роботизированной руки, управляемой ChatGPT,. . .
Как создать ChatGPT бота в Telegram на Python
InfoMaster 16.01.2025
В современном мире технологии искусственного интеллекта становятся все более доступными для разработчиков, открывая новые возможности для создания умных и интерактивных приложений. Одним из самых. . .
Машинное обучение с помощью Python
InfoMaster 16.01.2025
Машинное обучение стало неотъемлемой частью современных технологий, позволяя компьютерам учиться на основе данных и принимать решения без явного программирования. В сочетании с языком. . .
Использование связки C# и PHP в корпоративной разработке и микросервисной архитектуре
InfoMaster 16.01.2025
Введение в интеграцию C# и PHP В современной корпоративной разработке все чаще возникает потребность в создании гибких и масштабируемых решений, способных эффективно решать широкий спектр. . .
Как использовать Kerio дома для управления сетью и пользователями
InfoMaster 16.01.2025
Использование технологий для улучшения повседневной жизни стало неотъемлемой частью современного быта. Одной из таких технологий является Kerio — мощный инструмент для управления сетью и. . .
Есть ли будущее у DVD и Blu-ray?
InfoMaster 16.01.2025
В эпоху стремительного развития цифровых технологий и повсеместного распространения потоковых сервисов вопрос о будущем физических носителей информации становится все более актуальным. Особенно остро. . .
Как проводить научные вычисления на Python
InfoMaster 15.01.2025
Python стал одним из наиболее востребованных языков программирования в области научных вычислений благодаря своей простоте, гибкости и обширной экосистеме специализированных библиотек. Научные. . .
Создание игры типа Minecraft на PyGame/Python: пошаговое руководство
InfoMaster 15.01.2025
В данном руководстве мы рассмотрим процесс создания игры в стиле Minecraft с использованием библиотеки PyGame на языке программирования Python. Этот проект идеально подходит как для начинающих. . .
Как создать свою первую игру в стиле Doom на Unreal Engine
InfoMaster 15.01.2025
Разработка шутера от первого лица в стиле классического Doom представляет собой увлекательное путешествие в мир игрового программирования, где сочетаются творческий подход и технические навыки. . . .
Параллельное программировани­е: основные технологии и принципы
InfoMaster 15.01.2025
Введение в параллельное программирование Параллельное программирование представляет собой фундаментальный подход к разработке программного обеспечения, который позволяет одновременно выполнять. . .
Как написать микросервис на C# с Kafka, MediatR, Redis и GitLab CI/CD
InfoMaster 15.01.2025
В современной разработке программного обеспечения микросервисная архитектура стала стандартом де-факто для создания масштабируемых и гибких приложений. Этот подход позволяет разделить сложную систему. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru