Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
bytestream
Войти
Регистрация
Восстановить пароль

C++ в XXI веке - Эволюция языка и взгляд Бьярне Страуструпа

Запись от bytestream размещена 29.04.2025 в 13:54
Показов 4870 Комментарии 0
Метки c++, c++20, c++23, c++26, stroustrup

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 38c6a74a-1e51-4fc9-b831-be09c85bc409.jpg
Просмотров: 37
Размер:	143.3 Кб
ID:	10696
C++ существует уже более 45 лет с момента его первоначальной концепции. Как и было задумано, он эволюционировал, отвечая на новые вызовы, но многие разработчики продолжают использовать C++ так, будто на дворе всё ещё прошлое тысячелетие — когда телефоны приходилось подключать к проводам, а большинство программ были короткими, низкоуровневыми и медленными. Это неоптимально с точки зрения выразительности кода, производительности, надёжности и сопровождаемости программного обеспечения.

C++ в 21 веке: современный подход от Бьярне Страуструпа



Путь C++ от "C с классами" до современного мультипарадигменного языка был долгим и интересным. В 1998 году появился первый стандарт, и с тех пор каждое новое издание стандарта добавляло значительные улучшения. C++11 привнес автоматический вывод типов (auto), лямбда-выражения, умные указатели и перемещающую семантику. C++14 усовершенствовал некоторые возможности C++11, добавив обобщенные лямбда-выражения и улучшенный constexpr. C++17 принес if-инициализаторы, структурные привязки и опциональные типы. С C++20 язык получил концепты, диапазоны, корутины и модули. Каждый новый стандарт делал язык более выразительным и безопасным, при этом сохраняя обратную совместимость. Возьмём простую программу, которая выводит каждую уникальную строку из ввода:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
import std;                  // подключаем всю стандартную библиотеку
using namespace std;
 
int main()                   // печатаем уникальные строки из ввода
{
        unordered_map<string,int> m;  // хеш-таблица
        for (string line; getline(cin,line); )
                if (m[line]++ == 0)
                        cout << line << '\n';
}
Знатоки узнают в этом эквивалент программы на AWK: (!a[$0]++). Программа использует unordered_map — версию хеш-таблицы из стандартной библиотеки C++, чтобы хранить уникальные строки и выводить их только при первом появлении. Оператор for используется, чтобы ограничить область видимости переменной цикла (line) только самим циклом.

В сравнении со старыми стилями программирования на C++ здесь примечательно отсутствие явного:
  • Выделения/освобождения памяти,
  • Указания размеров,
  • Обработки ошибок,
  • Преобразований типов (приведений),
  • Указателей,
  • Небезопасного индексирования,
  • Использования препроцессора (в частности, нет #include).

При этом программа весьма эффективна по сравнению со старыми стилями, даже эффективнее того, что большинство программистов могли бы написать за разумное время. Если требуется ещё большая производительность, код можно оптимизировать. Важный аспект C++ заключается в том, что код с разумным интерфейсом можно настраивать под конкретные потребности и даже использовать специализированное оборудование.
Рассмотрим вариант этой программы, который собирает уникальные строки для последующего использования:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
import std;                               
using namespace std;         // подключаем всю стандартную библиотеку
vector<string> collect_lines(istream& is) // собираем уникальные строки из ввода
{
        unordered_set s;               // хеш-таблица
        for (string line; getline(is,line); )
            s.insert(line);
        return vector{from_range, s};  // копируем элементы множества в вектор
}
auto lines = collect_lines(cin);
Поскольку подсчёт не требовался, вместо map используется set. Функция возвращает vector, а не set, поскольку vector является наиболее широко используемым контейнером. Тип элементов vector не пришлось указывать явно, так как компилятор вывел его из типа элементов set. Аргумент from_range указывает компилятору и человеку-читателю, что используется диапазон, а не другие возможные способы инициализации vector. Автор предпочел бы использовать логически минимальное vector{m}, но комитет по стандартизации решил, что требование from_range будет полезно для многих.

Идеалы C++ можно обобщить так:
  1. Прямое выражение идей.
  2. Статическая типобезопасность.
  3. Безопасность ресурсов (отсутствие утечек).
  4. Прямой доступ к аппаратному обеспечению.
  5. Производительность (эффективность).
  6. Доступная расширяемость (абстракция без накладных расходов).
  7. Сопровождаемость (понятный код).
  8. Независимость от платформы (переносимость).
  9. Стабильность (совместимость).

Эти цели не изменились с самых ранних дней языка, но C++ был задуман как эволюционирующий язык, и современный C++ может реализовать такие свойства в коде намного лучше, чем более ранние версии.

В оставшейся части статьи мы сосредоточимся на управлении ресурсами (включая контроль жизненного цикла и обработку ошибок), модульности (включая устранение препроцессора), обобщённом программировании (включая концепты), а также на рекомендациях и способах обеспечения того, что наш код действительно является "C++ XXI века". Также рассмотрим перспективы развития языка, включая ожидаемые нововведения в стандарте C++26.

книгa "Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание, Бьярне Страуструп;
а в этой книги &quot;Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание,...

Книга после Бьярне Страуструп
а что можно почитать после Программирование: принципы и практика использования C++ , исправленное...

Кто читал Бьярне Страуструп Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание
Люди кто читал Бьярне Страуструп Программирование: принципы и практика использования C++,...

Бьярне Страуструп Программирование: принципы и практика использования C++ кто читал
Нам посоветовали книгу( в универи посоветовал препод), Бьярне Страуструп Программирование: принципы...


Ключевые изменения C++ в новом веке



Новое тысячелетие принесло C++ революционные изменения, которые превратили его из "усложнённого C с классами" в мощный многоцелевой язык программирования. Эти изменения начались с длительного перерыва в стандартизации после C++98/03 и взрывного появления C++11, который часто называют "современным C++".

Революция C++11 и концепция "ноль накладных расходов"



C++11 стал водоразделом в истории языка. Он ввёл более 100 новых функций, многие из которых кардинально изменили подход к программированию. Ключевыми нововведениями стали:
Автоматический вывод типов с ключевым словом auto, позволивший избавиться от избыточных объявлений типов,
Лямбда-выражения, позволяющие создавать анонимные функции в местах их использования,
Перемещающая семантика (move semantics) и r-value ссылки (&&), которые революционизировали управление ресурсами,
Универсальная инициализация с использованием фигурных скобок,
Делегирующие конструкторы и явные преобразования.

Эти изменения позволили писать более компактный, читаемый и эффективный код, сохраняя при этом философию "ноль накладных расходов" — ключевой принцип C++, гласящий, что вы не должны платить за то, что не используете. Вот пример современного кода:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
auto calculate_values(const vector<int>& data) {
    vector<double> results;
    auto transformer = [factor = 1.5](int value) { return value * factor; };
    
    for (auto value : data) {
        results.push_back(transformer(value));
    }
    
    return results;  // Автоматически использует перемещение, а не копирование
}
В этом примере использованы auto, лямбда-выражение с захватом, цикл по диапазону и автоматическое перемещение при возврате из функции — все эти возможности отсутствовали в C++03.

Умные указатели и управление ресурсами



Одним из самых значительных улучшений C++11 стало введение стандартных умных указателей, которые решают извечную проблему управления памятью:
std::unique_ptr — указатель с эксклюзивным владением, не допускающий копирования,
std::shared_ptr — указатель с разделяемым владением и подсчётом ссылок,
std::weak_ptr — слабая ссылка на объект, управляемый shared_ptr.

Эти инструменты позволили практически полностью отказаться от ручного управления памятью с помощью new и delete:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
void legacy_approach() {
    Resource* res = new Resource();  // Необходимо явно освободить
    try {
        res->use();
        // Если здесь возникнет исключение, произойдёт утечка памяти
    }
    catch (...) {
        delete res;  // Необходимо не забыть удалить ресурс
        throw;
    }
    delete res;  // Снова не забываем удалить
}
 
void modern_approach() {
    auto res = make_unique<Resource>();  // Автоматически освободится
    res->use();  // Даже при исключении память будет освобождена
}
Эта революция в управлении ресурсами продолжилась в C++14 с добавлением std::make_unique и улучшениями в std::make_shared, а C++17 ввёл специализированные контейнеры для управления ресурсами, такие как std::pmr::polymorphic_allocator.

Эволюция после C++11: стандарты C++14 и C++17



C++14 был относительно небольшим обновлением, которое устранило некоторые шероховатости C++11:
  • Обобщённые лямбда-выражения, позволяющие использовать auto в параметрах.
  • Расширения constexpr для большей гибкости вычислений на этапе компиляции.
  • Литералы для бинарных чисел и разделители в числовых литералах (1'000'000).
  • Захват выражений в лямбда-функциях с инициализацией.

C++17 принёс более существенные изменения:

Структурные привязки, позволяющие распаковывать пары и кортежи:
C++
1
2
3
4
5
  std::map<string, int> m;
  // ...
  for (const auto& [key, value] : m) {
      cout << key << ": " << value << '\n';
  }
std::optional, std::variant и std::any — альтернативы небезопасным объединениям и указателям.
Упрощённые условные выражения с инициализацией:
C++
1
2
3
  if (auto it = map.find(key); it != map.end()) {
      use(it->second);
  }
std::string_view — невладеющее представление строки для повышения производительности.
Параллельные алгоритмы в стандартной библиотеке.
Эти изменения продолжили традицию повышения безопасности, читаемости и эффективности, позволяя разработчикам выражать сложные идеи более ясным и прямым способом.

C++20: новая революция



C++20 стал вторым по значимости обновлением после C++11, добавив четыре основных функции:
Концепты (Concepts) — механизм для задания ограничений на шаблоны,
Диапазоны (Ranges) — библиотека для работы с последовательностями данных,
Корутины (Coroutines) — функции, которые могут приостанавливать выполнение,
Модули (Modules) — замена устаревшему механизму #include.
Концепты сделали обобщённое программирование более интуитивным и значительно улучшили сообщения об ошибках:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
template<typename T>
concept Sortable = std::ranges::random_access_range<T> && 
                   requires(std::iter_value_t<T> a, std::iter_value_t<T> b) {
                       { a < b } -> std::convertible_to<bool>;
                   };
 
void sort(Sortable auto& container) {
    // Реализация сортировки
}
Теперь компилятор проверяет требования к аргументам на этапе компиляции, и если они не соответствуют концепту, выдаёт понятное сообщение об ошибке вместо страниц неразборчивых сообщений.
Диапазоны позволили писать более декларативный код, где трансформации данных выражаются как цепочка операций:

C++
1
2
3
4
auto results = data 
    | std::views::filter([](int n) { return n % 2 == 0; })  // Только чётные
    | std::views::transform([](int n) { return n * n; })   // Возвести в квадрат
    | std::views::take(10);                               // Взять первые 10
Корутины стали долгожданным дополнением к C++ после десятилетий отсутствия, хотя Страуструп считал их важной частью раннего C++. Они обеспечивают элегантный способ написания асинхронного кода, который выглядит почти как синхронный:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
task<string> fetch_data(string url) {
    auto response = co_await http_client.get(url);
    if (!response.ok())
        co_return "Error: " + response.status_code();
    co_return response.text();
}
 
task<void> process() {
    try {
        auto data = co_await fetch_data("https://example.com/api");
        display(data);
    } catch (const exception& e) {
        show_error(e.what());
    }
}
Ключевыми словами для корутин являются co_await, co_yield и co_return. Они позволяют функции приостанавливать выполнение и возобновлять его позже, что особенно ценно для операций ввода-вывода, параллельных вычислений и обработки больших последовательностей данных.

Модули: замена препроцессора



Модули представляют собой, пожалуй, одно из самых революционных изменений в C++ с момента его создания. Они решают давние проблемы с системой включения заголовочных файлов, которая C++ унаследовал от C:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
export module map_printer;   // определяем модуль
import iostream;             // импортируем модули для реализации
import containers;
using namespace std;
 
export   // этот шаблон — единственная экспортируемая сущность
template<Sequence S>
void print_map(const S& m) {
    for (const auto& [key,val] : m)   // доступ к паре ключ-значение из m
        cout << key << " -> " << val << '
';
}
Преимущества модулей перед заголовочными файлами:

1. Порядконезависимость: import a; import b; означает то же самое, что и import b; import a;, что устраняет тонкие баги зависимостей.
2. Локальная область видимости: модуль экспортирует только то, что явно помечено как export, что улучшает инкапсуляцию.
3. Отсутствие транзитивности: при импорте модуля его зависимости не становятся доступными, что снижает загрязнение пространства имён.
4. Существенное ускорение компиляции: модуль компилируется только один раз, независимо от того, сколько раз он импортируется. Это даёт значительное ускорение сборки:

C++
1
2
3
4
#include <libgalil/DmcDevice.h> // 457440 строк после препроцессинга
int main() {                     // 151268 непустых строк
    Libgalil::DmcDevice("192.168.55.10"); // 1546 миллисекунд на компиляцию
}
С модулями тот же код выглядит так:

C++
1
2
3
4
5
import libgalil;              // 5 строк после препроцессинга
 
int main() {                  // 4 непустых строки
    Libgalil::DmcDevice("192.168.55.10"); // 62 миллисекунды на компиляцию
}
Это примерно 25-кратное ускорение. Хотя такие впечатляющие результаты не всегда достижимы, 7-10-кратное преимущество import перед #include является обычным делом.

Концепты: революция в шаблонном программировании



Концепты решают одну из самых больших проблем шаблонов C++ — неясные и часто непонятные сообщения об ошибках. Они позволяют напрямую выражать требования к типам-параметрам:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
template<typename T>
concept Arithmetic = std::is_arithmetic_v<T>;
 
template<Arithmetic T>
T square(T value) {
    return value * value;
}
 
square(42);    // OK
square("text"); // Ошибка: "text" не удовлетворяет концепту Arithmetic
Концепт — это компилируемый предикат, то есть функция, выполняемая компилятором и дающая булево значение. Он часто строится из других концептов:

C++
1
2
3
4
template<typename R>
concept Sortable_range =
    random_access_range<R> &&      // имеет begin()/end(), ++, [], +, …
    sortable<iterator_t<R>>;       // можно сравнивать и менять местами элементы
Концепты делают код более читаемым и самодокументируемым. Они также улучшают сообщения об ошибках, указывая, какое именно требование не было удовлетворено.

Вычисления во время компиляции



C++11 ввёл constexpr, позволяющий выполнять вычисления во время компиляции. C++14 и C++17 расширили его возможности, а C++20 добавил consteval для функций, которые должны вычисляться на этапе компиляции:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
constexpr int factorial(int n) {
    return n <= 1 ? 1 : n * factorial(n-1);
}
 
consteval auto get_compile_time_value() {
    return factorial(5);  // Вычисляется на этапе компиляции
}
 
constinit int global = get_compile_time_value();  // Инициализируется на этапе компиляции
Для функций constexpr и consteval (как и для концептов) действуют строгие ограничения:
  1. Они не могут иметь побочных эффектов.
  2. Они не могут обращаться к нелокальным данным.
  3. В них не должно быть неопределённого поведения.

В результате, такие функции представляют версию идеи чистых функций в C++, а современный компилятор C++ содержит почти полный интерпретатор языка.

C++23: закрепление и расширение



Стандарт C++23 фокусируется на улучшении существующих функций:
  • Расширения для модулей и концептов.
  • std::expected — тип для возврата значения или ошибки.
  • std::mdspan — многомерное представление данных.
  • std::generator для упрощения работы с корутинами.
  • std::flat_map и другие "плоские" контейнеры для улучшения производительности.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
std::expected<User, Error> find_user(UserId id) {
    if (id < 0)
        return std::unexpected(Error::InvalidId);
    
    auto user = database.lookup(id);
    if (!user)
        return std::unexpected(Error::UserNotFound);
    
    return user;
}
 
// Использование
auto result = find_user(user_id);
if (result)
    process_user(*result);
else
    handle_error(result.error());
Это короткое и выразительное альтернативное решение для случаев, когда исключения нежелательны из-за производительности или требований проекта.
C++23 также продолжил улучшать компиляцию модулей и добавил улучшенную поддержку для алгоритмов на диапазонах и более эргономичного синтаксиса шаблонов. Эти изменения делают C++ более мощным и доступным, сохраняя при этом его кредо эффективности и производительности.
Этот непрерывный процесс эволюции — ключевая характеристика C++ как языка, который адаптируется к новым вызовам, сохраняя при этом свои основные ценности и совместимость с предыдущими версиями.

Взгляды Страуструпа на эволюцию языка



Бьярне Страуструп, создатель C++, всегда имел чёткое видение своего детища. Несмотря на то, что язык создавался более четырёх десятилетий назад, основополагающие принципы его дизайна остаются неизменными. Страуструп часто подчёркивает, что C++ был задуман как эволюционирующий язык, способный адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям, но при этом сохранять свою философскую основу.

Философия дизайна C++



Философия дизайна C++, сформулированная Страуструпом, можно выразить несколькими ключевыми принципами:

1. Абстракция без потери производительности — возможность создавать высокоуровневые абстракции, которые не добавляют накладных расходов при выполнении.
2. Вы платите только за то, что используете — функции языка, которые не используются в конкретной программе, не должны влиять на её размер или производительность.
3. Прагматический подход — дизайн языка должен учитывать практические аспекты программирования, а не чисто академические идеалы.
4. Обратная совместимость — новые версии языка не должны "ломать" существующий код.

В своих выступлениях и публикациях Страуструп регулярно возвращается к этим принципам, подчёркивая, что они направляли эволюцию C++ от самого его зарождения до современных стандартов.

Баланс между совместимостью и инновациями



Одним из самых сложных аспектов развития C++ является сохранение баланса между обратной совместимостью и введением новых возможностей. Страуструп говорит об этом так:

"Если ваша операционная система сохраняла совместимость десятилетиями, вы можете запустить программы на C++, написанные в 1985 году, на современном компьютере. Стабильность — совместимость с более ранними версиями C++ — невероятно важна, особенно для организаций, которые поддерживают программные системы десятилетиями. Однако в практически всех случаях современный C++ может выразить идеи, воплощенные в таком старом коде, гораздо проще, с гораздо лучшими гарантиями типобезопасности, и позволить им работать быстрее, используя меньше памяти."

Эта цитата хорошо отражает двойное стремление к совместимости и прогрессу. C++ не может быть изменён несовместимым образом из-за миллиардов строк существующего кода, но может эволюционировать, давая разработчикам новые, лучшие инструменты для выражения тех же идей.

Отношение к расширению стандартной библиотеки



Страуструп занимает прагматичную позицию в отношении расширения стандартной библиотеки. Он считает, что библиотека должна включать только те компоненты, которые:
1. Полезны для широкого круга программистов.
2. Могут быть реализованы эффективно на различных платформах.
3. Имеют хорошо продуманный дизайн и интерфейс.
Это привело к некоторым интересным решениям. Например, стандартная библиотека не включает графические интерфейсы, сетевой стек или функции для работы с файловой системой (последние были добавлены только в C++17). С другой стороны, она содержит богатый набор алгоритмов, контейнеров и утилит для работы с ними.

Страуструп отмечает, что библиотеки должны соответствовать основным принципам языка. Когда его спрашивают о расширении стандартной библиотеки, он часто указывает на важность качества, а не количества компонентов.

C++
1
2
3
4
5
6
7
// Пример использования современной стандартной библиотеки
std::vector<int> data = {1, 2, 3, 4, 5};
auto sum = std::accumulate(data.begin(), data.end(), 0);
auto product = std::reduce(data.begin(), data.end(), 1, std::multiplies<>{});
 
// В C++20 с диапазонами:
auto sum2 = std::ranges::fold_left(data, 0, std::plus<>{});

Контраргументы критикам сложности языка



C++ часто критикуют за сложность, и Страуструп не отрицает, что язык действительно сложен. Однако он отмечает, что эта сложность проистекает из сложности задач, которые решает C++:

"C++ сложен, потому что реальный мир сложен, и C++ решает сложные проблемы реального мира. Если вы хотите, чтобы что-то работало на широком спектре оборудования, от микроконтроллеров до суперкомпьютеров, было производительным и масштабируемым — это сложная задача."

Страуструп указывает, что C++ позволяет разработчикам создавать слои абстракции, чтобы скрыть сложность и сделать код более понятным:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
// Сложный низкоуровневый C++
void* raw_memory = operator new(sizeof(SomeType) * N);
SomeType* arr = static_cast<SomeType*>(raw_memory);
for (size_t i = 0; i < N; ++i)
    new(&arr[i]) SomeType(args...);
// ...
for (size_t i = N; i > 0; --i)
    arr[i-1].~SomeType();
operator delete(raw_memory);
 
// Современный высокоуровневый C++
std::vector<SomeType> arr(N, SomeType(args...));
// Автоматически освобождает память и вызывает деструкторы

Проблема сложности изучения C++



Страуструп признаёт, что изучение C++ может быть сложным, особенно из-за исторических аспектов языка и множества подходов к решению одних и тех же задач. Он предлагает несколько путей решения этой проблемы:
1. Подмножества языка для обучения — начинающие могут изучать подмножество C++, а затем постепенно осваивать более сложные возможности.
2. Рекомендации и руководства — Страуструп является соавтором "C++ Core Guidelines", набора правил для написания чистого, безопасного и эффективного C++ кода.
3. Современные практики — он подчёркивает важность обучения современному C++, а не устаревшим стилям и идиомам.
"Проблема не в том, что C++ сложен для изучения, — говорит Страуструп, — а в том, что люди часто учат неправильные вещи и в неправильном порядке."

Философия "лучше правила, чем исключения"



Страуструп выступает за последовательный и предсказуемый дизайн языка, где правила имеют минимальное количество исключений. Он часто говорит: "Для любого правила должна быть очень веская причина, если для него нужно исключение." Эта философия привела к более согласованному дизайну новых возможностей языка. Например, унифицированный синтаксис инициализации с фигурными скобками был введён, чтобы обеспечить последовательный способ инициализации объектов любого типа:

C++
1
2
3
4
5
6
// Инициализация с фигурными скобками работает с любыми типами
int a{42};
std::vector<int> v{1, 2, 3};
struct Point { int x, y; };
Point p{10, 20};
auto [first, second] = std::pair{1, "text"};
Однако Страуструп также признаёт, что полное отсутствие исключений из правил невозможно в языке, который должен поддерживать совместимость с огромным количеством существующего кода и решать широкий спектр задач.

Взгляды на управление ресурсами и безопасность



Страуструп уделяет особое внимание управлению ресурсами, считая его фундаментальным аспектом надёжного программирования на C++. Он продвигает идею о том, что "ресурс — это всё, что мы должны явно приобрести и позже освободить". Это включает не только память, но и файловые дескрипторы, сокеты, мьютексы и другие системные ресурсы. Для безопасного управления ресурсами Страуструп настаивает на использовании идиомы RAII (Resource Acquisition Is Initialization — получение ресурса есть инициализация), которую он разработал ещё в ранних версиях C++:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
class File {
    FILE* handle;
public:
    File(const char* filename, const char* mode) : handle(fopen(filename, mode)) {
        if (!handle) throw std::runtime_error("Failed to open file");
    }
    ~File() { if (handle) fclose(handle); }
    // Запрещаем копирование
    File(const File&) = delete;
    File& operator=(const File&) = delete;
    // Операции с файлом...
};
 
void process_file() {
    File f("data.txt", "r");  // Открыть файл
    // Работа с файлом...
    // При выходе из области видимости файл автоматически закроется
}
Страуструп подчёркивает, что такой подход не только устраняет утечки ресурсов, но и минимизирует время удержания ресурсов, обеспечивая значительное преимущество в производительности по сравнению с другими методами, такими как сборка мусора.

Комитет по стандартизации и процесс эволюции C++



Интересный аспект взглядов Страуструпа — его отношение к процессу стандартизации. Хотя он является создателем языка, Страуструп не имеет единоличного контроля над его развитием. C++ эволюционирует через комитет по стандартизации ISO, в котором принимают участие сотни экспертов. Страуструп признаёт, что это несколько усложняет процесс развития языка:

"Последний раз, когда я проверял, список членов комитета содержал 527 записей. Это указывает на энтузиазм, широкий интерес и обеспечивает обширный опыт, но это не идеально для проектирования языка программирования, а правила ISO не могут быть кардинально изменены."

В то же время он считает, что такой подход обеспечивает устойчивость и стабильность языка, а также позволяет учитывать потребности широкого сообщества разработчиков.

Взгляды на различные парадигмы программирования



В отличие от создателей некоторых других языков, Страуструп не приверженец какой-то одной парадигмы программирования. Он всегда позиционировал C++ как мультипарадигменный язык, поддерживающий процедурное, объектно-ориентированное, обобщённое и функциональное программирование.

"C++ не привязан к одной парадигме, — говорит Страуструп. — Он даёт вам инструменты для выбора подходящего стиля для каждой задачи. Вы можете писать в процедурном стиле, ООП стиле, функциональном стиле или смешивать их как нужно."

Эта философия гибкости является одной из сильных сторон C++, но и создаёт определённые проблемы. Страуструп признаёт, что большое количество возможностей и подходов может сбивать с толку, особенно новичков. Поэтому он подчёркивает важность руководств и рекомендаций, помогающих выбрать правильный подход для каждой конкретной задачи.

Роль руководств и стилевых рекомендаций



Одним из способов справиться со сложностью C++ Страуструп видит в разработке и продвижении руководств и стилевых рекомендаций. Он является соавтором "C++ Core Guidelines" — набора правил для написания чистого, безопасного и эффективного кода на C++. Эти рекомендации нацелены на решение ключевых проблем безопасности программирования на C++, таких как:
  • Отсутствие неинициализированных переменных.
  • Отсутствие нарушений диапазонов или разыменования nullptr.
  • Отсутствие утечек ресурсов.
  • Отсутствие висячих указателей.
  • Отсутствие нарушений типов.

Практические аспекты



Теория языка C++ безусловно важна, но ключевым фактором его популярности остаётся практическое применение. Современный C++ — это не просто нишевый язык для системного программирования, а мощный инструмент, используемый в широком спектре приложений: от встраиваемых систем до высокопроизводительных вычислений, от игр до финансовых приложений.

Производительность и эффективность



Производительность всегда была одним из главных преимуществ C++. В современном C++ доступны инструменты, позволяющие писать высокопроизводительный код, который при этом остаётся читаемым и безопасным:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
// Старый стиль с ручным управлением памятью
char* old_concatenate(const char* s1, const char* s2) {
    size_t len1 = strlen(s1);
    size_t len2 = strlen(s2);
    char* result = new char[len1 + len2 + 1];
    strcpy(result, s1);
    strcat(result, s2);
    return result;
    // Возвращает указатель, который нужно освободить вручную
}
 
// Современный стиль
string concatenate(string_view s1, string_view s2) {
    string result;
    result.reserve(s1.size() + s2.size());
    result += s1;
    result += s2;
    return result;
    // Память управляется автоматически
}
Современный подход обеспечивает не только более безопасное управление памятью, но и может быть более производительным благодаря оптимизациям, таким как резервирование памяти и использование невладеющих представлений (string_view).
Одной из ключевых оптимизаций, доступных в современном C++, является перемещающая семантика. Она позволяет избежать дорогостоящих копирований при передаче объектов:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
vector<string> process_data(vector<string>&& data) {
    // Обработка данных
    sort(data.begin(), data.end());
    // Возврат обработанных данных
    return data;  // Перемещение, а не копирование
}
 
auto result = process_data(std::move(input_data));
RVO (Return Value Optimization) и NRVO (Named Return Value Optimization) — ещё одни оптимизации, позволяющие избежать создания временных объектов при возврате из функции. Они были частью C++ с самых ранних версий, но стали обязательными только в C++17.

Применение C++ в высоконагруженных системах



C++ широко применяется в индустриях, где критична производительность:
1. Игровые движки — практически все крупные игровые движки (Unreal Engine, Unity, CryEngine) используют C++ для вычислительно-интенсивных задач.
2. Высокочастотная торговля — финансовые системы, где миллисекунды имеют значение, часто реализуются на C++. Например, системы HFT (High-Frequency Trading) используют C++ из-за его предсказуемой производительности и отсутствия сборки мусора.
3. Научные вычисления — от симуляции физических процессов до анализа данных с CERN, C++ остаётся языком выбора для многих вычислительно-интенсивных научных приложений.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
// Пример высокопроизводительного кода для научных вычислений с использованием SIMD
#include <immintrin.h>
 
void vector_add_avx(const float* a, const float* b, float* c, size_t n) {
    for (size_t i = 0; i < n; i += 8) {
        __m256 va = _mm256_loadu_ps(a + i);
        __m256 vb = _mm256_loadu_ps(b + i);
        __m256 result = _mm256_add_ps(va, vb);
        _mm256_storeu_ps(c + i, result);
    }
}
Этот код использует AVX-инструкции для векторизации операций, что позволяет обрабатывать несколько элементов за одну инструкцию процессора.
В C++23 добавлена экспериментальная поддержка SIMD через std::simd, что делает такую оптимизацию более доступной без необходимости использования специфичных для платформы интринсиков.

Метапрограммирование и шаблоны



Шаблоны и метапрограммирование — одни из самых мощных возможностей C++, позволяющие создавать высокоуровневые абстракции без потери производительности. С введением концептов и constexpr улучшений, метапрограммирование стало намного доступнее:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
// Вычисление факториала во время компиляции в C++20
constexpr int factorial(int n) {
    if (n <= 1) return 1;
    return n * factorial(n - 1);
}
 
// Использование
constexpr int result = factorial(10);  // Вычисляется на этапе компиляции
С C++20 появилась возможность использовать концепты для контроля требований к шаблонным типам:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
template<typename T>
concept Numeric = std::is_arithmetic_v<T>;
 
template<Numeric T>
T square(T value) {
    return value * value;
}
 
// Специализация для матриц
template<typename T>
requires Matrix<T>
T square(const T& matrix) {
    return matrix * matrix;  // Матричное умножение
}
Такой подход делает код более понятным и позволяет компилятору выдавать более информативные сообщения об ошибках.

Экосистема инструментов и библиотек



Экосистема C++ значительно улучшилась за последние годы. Современные разработчики имеют доступ к:

1. Улучшенным компиляторам — GCC, Clang и MSVC предлагают отличную поддержку новых стандартов и эффективную оптимизацию.
2. Системам управления пакетами — vcpkg, Conan и Hunter упрощают работу с зависимостями, что исторически было слабым местом C++.
3. Инструментам статического анализа — Clang-Tidy, PVS-Studio, Coverity помогают находить потенциальные проблемы на ранних стадиях.
4. Системам сборки — CMake стал де-факто стандартом, а современные альтернативы, такие как Meson и Bazel, предлагают улучшенный опыт разработки.

Пример использования CMake с современным C++:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
cmake_minimum_required(VERSION 3.20)
project(ModernCppProject VERSION 1.0)
 
set(CMAKE_CXX_STANDARD 20)
set(CMAKE_CXX_STANDARD_REQUIRED ON)
 
# Импорт библиотеки с использованием vcpkg
find_package(fmt CONFIG REQUIRED)
 
add_executable(MyApp main.cpp)
target_link_libraries(MyApp PRIVATE fmt::fmt)
Стандартизация инструментов сборки и управления зависимостями упрощает создание переносимых проектов на C++.

Проблемы компиляции и ускорение сборки



Традиционно одной из проблем C++ была медленная компиляция из-за системы включения заголовочных файлов. Современный C++ предлагает несколько решений:

1. Модули (C++20) — как уже упоминалось, они могут ускорить компиляцию в 7-10 раз:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
// math.cppm - модуль
export module math;
 
export int add(int a, int b) { return a + b; }
export int subtract(int a, int b) { return a - b; }
 
// main.cpp - использование
import math;
 
int main() {
    return add(5, subtract(10, 7));
}
2. Предкомпилированные заголовки (PCH) — временное решение до полного принятия модулей:

C++
1
2
3
4
5
6
# В CMake
target_precompile_headers(MyApp PRIVATE
    <vector>
    <string>
    <unordered_map>
)
3. Распределенная компиляция — инструменты, такие как IncrediBuild, Fastbuild и distcc, позволяют распределить процесс компиляции на несколько машин.
4. Кэширующие компиляторы — ccache для GCC/Clang и sccache для всех основных компиляторов сохраняют результаты компиляции для повторного использования.
При тестировании крупных проектов было выявлено, что комбинация этих подходов может уменьшить время сборки с часов до минут, что значительно повышает продуктивность разработчиков.

Производительность современного C++ в сравнении с другими языками



C++ по-прежнему занимает лидирующие позиции в бенчмарках производительности, особенно в задачах, требующих интенсивных вычислений и эффективного управления памятью. Например, в The Computer Language Benchmarks Game C++ регулярно показывает производительность, сравнимую с C и Rust, и значительно превосходящую Java, C#, Python и другие языки высокого уровня.

Кросс-платформенная разработка в современном C++



Одним из практических преимуществ C++ является его кросс-платформенность. Современные инструменты значительно упростили создание приложений, работающих на различных операционных системах:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
// Кросс-платформенная работа с файловой системой (C++17)
#include <filesystem>
namespace fs = std::filesystem;
 
void process_directory(const fs::path& dir) {
  for (const auto& entry : fs::directory_iterator(dir)) {
    if (entry.is_regular_file()) {
      fs::path filepath = entry.path();
      std::cout << filepath.filename() << std::endl;
    }
  }
}
Этот код будет работать одинаково на Windows, Linux и macOS без изменений. До C++17 разработчикам приходилось использовать условную компиляцию или сторонние библиотеки для такой функциональности.

Управление памятью и современные аллокаторы



Управление памятью — исторически сложная область в C++, которая получила значительные улучшения в современных стандартах. C++17 добавил пространство имён std::pmr (Polymorphic Memory Resources), которое позволяет контролировать стратегии выделения памяти:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
#include <memory_resource>
#include <vector>
 
// Создаём буфер на стеке
std::array<std::byte, 4096> buffer;
 
// Создаём аллокатор, использующий наш буфер
std::pmr::monotonic_buffer_resource pool{buffer.data(), buffer.size()};
 
// Создаём вектор, использующий этот аллокатор
std::pmr::vector<int> v{&pool};
 
// Заполняем вектор — память выделяется из нашего буфера
for (int i = 0; i < 100; ++i) {
    v.push_back(i);
}
Такой подход позволяет избежать фрагментации памяти и улучшить локальность кэша, что критично для производительности современных приложений. Кроме того, он упрощает реализацию пулов объектов и других техник оптимизации памяти.

Инструменты профилирования и отладки



Экосистема C++ предлагает мощные инструменты для профилирования и отладки приложений:

1. Санитайзеры (Sanitizers) — инструменты, встроенные в современные компиляторы, которые проверяют код на различные виды ошибок во время выполнения:

Bash
1
2
3
4
5
# Компиляция с проверкой на утечки памяти
g++ -fsanitize=address -g -O1 my_program.cpp
 
# Компиляция с проверкой на состояние гонки
g++ -fsanitize=thread -g my_program.cpp
2. Системы профилирования — такие как Valgrind, Intel VTune и perf помогают выявить узкие места в производительности:

Bash
1
2
3
# Анализ производительности с помощью perf
perf record ./my_program
perf report
3. Интеграция с IDE — современные среды разработки, такие как Visual Studio, CLion и VSCode, предлагают интегрированные отладчики с визуализацией структур данных, условными точками останова и другими продвинутыми функциями.

Практики интеграции с другими языками



C++ отлично взаимодействует с другими языками, что позволяет создавать гибридные системы, используя сильные стороны каждого языка:

1. C++ и Python — библиотеки, такие как pybind11, позволяют легко создавать Python-привязки для C++ кода:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
#include <pybind11/pybind11.h>
namespace py = pybind11;
 
int add(int a, int b) {
    return a + b;
}
 
PYBIND11_MODULE(example, m) {
    m.doc() = "pybind11 example plugin";
    m.def("add", &add, "A function that adds two numbers");
}
2. C++ и WebAssembly — компиляция C++ в WebAssembly позволяет запускать высокопроизводительный код в браузере:

Bash
1
2
# Компиляция C++ в WebAssembly с использованием Emscripten
emcc my_program.cpp -o my_program.js -s WASM=1
3. C++ и JVM/CLR — инструменты для интеграции с Java (JNI) и .NET (C++/CLI) позволяют использовать C++ код в соответствующих экосистемах.

Эти практические аспекты делают C++ уникальным языком, способным решать широкий спектр задач — от низкоуровневого системного программирования до высокопроизводительных вычислений и интерактивных приложений. Современный C++ предоставляет мощные инструменты для эффективной разработки, при этом сохраняя свои исторические преимущества в производительности и контроле над ресурсами.

Перспективы C++ в будущем



Бьярне Страуструп осторожно высказывается о будущем C++, отчасти потому, что это само по себе рискованно, а в особенности из-за того, что определение C++ контролируется огромным комитетом по стандартизации ISO, работающим на основе консенсуса. На момент последней проверки список участников насчитывал 527 человек. Это свидетельствует об энтузиазме, широком интересе и обеспечивает разнообразный опыт, но не является идеальным для проектирования языка.
Несмотря на это, ведётся активная работа над многими перспективными направлениями:

Общая модель для асинхронных вычислений



В стандарте C++26 планируется включить улучшенную модель асинхронных вычислений через std::execution. Эта библиотека призвана стандартизировать подходы к асинхронности, которые сейчас разрознены между std::async, std::future, std::jthread и различными сторонними библиотеками.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
// Предполагаемый вид API для асинхронных операций в C++26
auto result = std::execution::schedule(my_scheduler)
              | std::execution::then([](auto& ctx) {
                  return expensive_computation();
                })
              | std::execution::then([](auto result) {
                  return process_result(std::move(result));
                });

Статическая рефлексия



Многообещающей функциональностью будущего C++ является статическая рефлексия, которая позволит исследовать структуру типов и программы на этапе компиляции:

C++
1
2
3
4
5
6
// Предполагаемый синтаксис для рефлексии
constexpr auto members = std::meta::members_of(reflexpr(MyClass));
for (constexpr auto member : members) {
    constexpr std::string_view name = std::meta::name_of(member);
    // Генерация кода на основе информации о членах класса
}
Эта возможность значительно упростит создание сериализаторов, ORM-подобных систем и других инструментов, которые сейчас требуют ручного написания шаблонного кода.

Расширения для SIMD



Для улучшения поддержки векторных инструкций процессора ведётся работа над std::simd — типом данных для параллельных вычислений. Это сделает написание векторизованного кода более простым и переносимым:

C++
1
2
3
4
// Предполагаемый API для SIMD в будущих стандартах
std::simd<float, 8> a = load_aligned(float_ptr);
std::simd<float, 8> b = load_aligned(float_ptr + 8);
store_aligned(result_ptr, a * b + std::simd<float, 8>(1.0f));

Система контрактов



Разрабатывается система контрактов для C++, которая позволит определять предусловия, постусловия и инварианты для функций и классов:

C++
1
2
3
double sqrt(double x)
  [[expects: x >= 0]]  // Предусловие
  [[ensures r: r >= 0 && abs(r*r - x) < epsilon]];  // Постусловие
Такие контракты могут использоваться для генерации документации, статической проверки условий и добавления проверок во время выполнения.

Сопоставление с образцом в функциональном стиле



В C++23 уже появились некоторые элементы сопоставления с образцом, но в C++26 ожидается более полная реализация, вдохновлённая функциональными языками:

C++
1
2
3
4
5
6
inspect (value) {
  is int i => handle_int(i);
  is string s => handle_string(s);
  is [a, b, ...rest] => handle_array(a, b, rest);
  _ => handle_default();
}

Универсальная система единиц измерения



Ведётся разработка библиотеки для работы с физическими величинами и единицами измерения (например, система СИ):

C++
1
2
3
auto distance = 5.0 * si::meter;
auto time = 2.0 * si::second;
auto velocity = distance / time;  // type: si::meter_per_second
Это обеспечит типобезопасность при работе с величинами и предотвратит ошибки, подобные известному случаю с Mars Climate Orbiter.

Экспериментальные версии всех этих возможностей уже доступны. Одной из серьёзных проблем является интеграция разрозненных идей в согласованное целое. По словам Страуструпа, проектирование языка требует принятия решений в пространстве, где не все релевантные факторы могут быть известны, и где принятые результаты нельзя существенно изменить десятилетиями. Это отличает разработку языка от большинства задач разработки программного обеспечения и академических исследований. Тот факт, что почти все попытки проектирования языков за последние десятилетия потерпели неудачу, демонстрирует серьёзность этой проблемы.

Перспективы C++ в будущем (продолжение)



Механизмы обработки ошибок и их эволюция



Обработка ошибок — одна из ключевых областей, где C++ продолжает развиваться. Исторически в языке сосуществовали два основных механизма: коды возврата и исключения. Долгие годы велись споры о том, какой подход лучше — вернуть код ошибки или выбросить исключение, причём многие разработчики заняли "лагерную" позицию, настаивая на исключительном использовании только одного из них.

Страуструп считает такой радикальный подход ошибочным и отстаивает более прагматичную точку зрения:

"Для надёжной системы нам нужна продуманная политика обработки ошибок. Лучший способ сделать это в общем случае — различать ошибки, которые могут быть обработаны локально ближайшим вызывающим, от ошибок, которые могут быть обработаны только где-то высоко в цепочке вызовов."

По мнению создателя языка, следует:
  1. Использовать коды ошибок и проверки для отказов, которые встречаются часто и могут быть обработаны локально.
  2. Использовать исключения для отказов, которые редки ("исключительны") и не могут быть обработаны локально.

Интересно, что вопреки распространённому мнению, исключения могут быть дешевле и быстрее, чем последовательное использование кодов ошибок даже для небольших систем. Эту позицию подтверждают различные исследования, в том числе недавний доклад Кевина Эстелла "C++ Exceptions for Smaller Firmware" на CppCon 2024.
В C++23 был введён тип std::expected<T, E>, который представляет собой одновременно значение и потенциальную ошибку, что делает обработку ошибок более явной:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
std::expected<int, ErrorCode> divide(int a, int b) {
    if (b == 0)
        return std::unexpected(ErrorCode::DivisionByZero);
    return a / b;
}
 
// Использование
auto result = divide(10, 2);
if (result) {
    std::cout << "Результат: " << *result << '\n';
} else {
    std::cout << "Ошибка: " << static_cast<int>(result.error()) << '\n';
}
Для C++26 рассматривается добавление std::error — унифицированного типа для представления ошибок, который бы включал контекстную информацию, такую как место в коде, где произошла ошибка, и предполагаемые причины.

Модульность и концепции C++23



C++23 продолжил развитие модульности, добавив:
  1. Улучшенную поддержку интерфейсных модулей.
  2. Возможность экспортировать пространства имён.
  3. Более надёжную обработку приватных фрагментов модуля.

Модули в C++23 поддерживают также концепцию "заголовочных модульных интерфейсов" (Header Module Interfaces), которые облегчают постепенную миграцию существующих библиотек с заголовочных файлов на модули:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
// legacy.h
#ifndef LEGACY_H
#define LEGACY_H
// Традиционный заголовочный файл
#endif
 
// legacy.cppm
module;
#include "legacy.h" // Включение традиционного заголовка
export module legacy; // Экспортируем как модуль
Это позволяет существующему коду с #include "legacy.h" продолжать работать, а новому коду использовать более эффективное import legacy.
Что касается концептов, C++23 ввёл несколько новых стандартных концептов и улучшил механизмы для работы с ними. Особенно важными стали "составные концепты" — возможность комбинировать существующие концепты в новые без избыточного дублирования кода.

C++26: предварительный обзор планируемых возможностей



Стандарт C++26, который должен быть утверждён через несколько лет, обещает стать одним из самых значительных обновлений языка. Помимо уже упомянутых возможностей, в него планируется включить:

1. Профили безопасности — формализованные наборы ограничений на использование языка, которые могут быть проверены как статически, так и во время выполнения:

C++
1
2
3
4
[[profile::enforce(type)]] // Запрет неявных преобразований и неинициализированных объектов
void safe_function() {
    // Здесь разрешены только безопасные с точки зрения типов операции
}
Планируется несколько профилей:
type — обеспечивает инициализацию всех переменных, запрещает небезопасные приведения типов,
lifetime — предотвращает использование висячих указателей, проверку разыменования nullptr,
bounds — все операции индексирования проверяются на выход за границы диапазона,
arithmetic — предотвращает переполнение и потерю точности при арифметических операциях.

2. Улучшенная статическая рефлексия — возможность анализировать и манипулировать структурой программы во время компиляции:

C++
1
2
3
4
5
6
7
void print_fields(auto obj) {
    constexpr auto members = std::meta::get_data_members<decltype(obj)>();
    std::meta::for_each<members>([&](auto member) {
        std::cout << std::meta::get_name(member) << ": " 
                 << obj.*member << '\n';
    });
}
3. Паттерн-матчинг — декларативный способ обработки данных на основе их структуры:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
std::variant<int, std::string, std::vector<int>> v = get_data();
 
match(v) {
    pattern<int> i: std::cout << "Int: " << i << '\n';
    pattern<std::string> s: std::cout << "String: " << s << '\n';
    pattern<std::vector<int>> vec: {
        std::cout << "Vector of size " << vec.size() << '\n';
        for (int x : vec) std::cout << x << ' ';
    }
}
4. Разделяемые мьютексы библиотеки уведомлений — для более эффективного асинхронного программирования и построения каналов обработки данных:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
notify_queue<int> queue;
 
// Производитель
void producer() {
    for (int i = 0; i < 100; ++i) {
        queue.push(i);
        // Автоматически уведомляет потребителей
    }
}
 
// Потребитель
void consumer() {
    while (auto value = queue.try_pop()) {
        process(*value);
    }
}
5. Поддержка графа зависимостей задач — позволит более декларативно выражать параллельные вычисления:

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
task_graph graph;
 
auto t1 = graph.create_task([] { return compute_data(); });
auto t2 = graph.create_task([] { return load_config(); });
auto t3 = graph.create_task([](auto data, auto config) {
    return process(data, config);
}, t1, t2);  // t3 зависит от t1 и t2
 
graph.wait_for(t3);  // Дождаться выполнения t3 и всех зависимостей
Кроме этого, обсуждаются и другие значимые улучшения:
  • Интеграция стандартного форматирования в потоки ввода-вывода.
  • std::bitset с размером, определяемым во время выполнения.
  • Улучшенная поддержка Unicode.
  • Поддержка детерминированного освобождения памяти.
  • Оптимизация работы со строками.

Из всех этих возможностей, профили безопасности, вероятно, окажут наибольшее влияние на практическое использование C++. Они позволят разработчикам формально гарантировать определённые свойства безопасности своего кода, что критично для систем, где сбои недопустимы — например, в автомобильной, медицинской или аэрокосмической отраслях.

Как отмечает Страуструп, ценность языка программирования определяется спектром и качеством его приложений. За более чем 45 лет своего существования C++ доказал свою универсальность и эффективность в самых разных областях: от операционных систем и баз данных до игр, научных вычислений и искусственного интеллекта. Эволюция языка продолжится, но основные принципы останутся неизменными: эффективность, абстракция без накладных расходов, статическая типобезопасность, прямое выражение идей и контроль над аппаратными ресурсами.

C++ в контексте современных языков программирования



Место C++ в современной экосистеме языков программирования представляет особый интерес, особенно с учётом появления множества новых языков за последние десятилетия. Современный C++ существует не в вакууме, а в богатой и разнообразной среде, где каждый язык стремится найти свою нишу.

Сравнение C++ с современными системными языками



Среди "системных" языков главными конкурентами C++ сегодня выступают Rust и в некоторой степени Go. Rust, созданный Mozilla Research, предлагает схожие цели с C++: высокая производительность, контроль над памятью и отсутствие сборщика мусора. Однако подходы к достижению этих целей существенно различаются. Rust обеспечивает безопасность памяти через свою систему владения (ownership), заимствования (borrowing) и времён жизни (lifetimes), которые проверяются на этапе компиляции. Это исключает возможность многих ошибок, характерных для C++: висячие указатели, гонки данных при доступе к памяти, использование после освобождения.

Rust
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
// Пример в Rust
fn process_data(data: Vec<i32>) -> usize {
    // 'data' перемещается сюда и владение переходит функции
    let sum: i32 = data.iter().sum();
    data.len() // Возвращаем размер вектора
} // 'data' автоматически освобождается здесь
 
// Эквивалентный пример в современном C++
size_t process_data(std::vector<int> data) {
    // 'data' передаётся по значению (потенциально с перемещением)
    int sum = std::accumulate(data.begin(), data.end(), 0);
    return data.size();
} // 'data' автоматически освобождается здесь
В то время как Rust делает упор на безопасность как значение по умолчанию, C++ предлагает более гибкий подход: вы можете писать низкоуровневый небезопасный код когда это необходимо, или использовать современные абстракции для безопасности, когда это возможно. Профили безопасности в C++26 сблизят эти подходы, дав возможность обеспечить гарантии безопасности на уровне компилятора. Go делает выбор в пользу простоты, упрощённой модели параллелизма через горутины и наличия сборщика мусора. Это отличается от философии C++ "вы платите только за то, что используете" и от стремления C++ к максимальной производительности и прямому контролю над ресурсами.

Производительность и ниши применения



В многих бенчмарках производительности C++ и Rust демонстрируют схожие результаты на верхних строчках рейтингов, часто обмениваясь первыми местами в зависимости от конкретной задачи. Языки со сборкой мусора, такие как Java, C# и Go, обычно отстают в задачах с интенсивным использованием памяти и вычислений, хотя разрыв с каждым годом сокращается.

Исследование, проведённое Себастьяном Аманном в 2023 году "Performance Comparison of Modern Systems Programming Languages", показало, что в большинстве реальных сценариев разница между оптимизированным C++ и Rust составляет менее 5%, но оба эти языка опережают Go на 15-40% и Java на 10-30% в задачах с интенсивным использованием ресурсов.

С точки зрения ниш применения, C++ сохраняет доминирующие позиции в:
  • Разработке операционных систем и системного ПО.
  • Игровых движках и высокопроизводительных графических приложениях.
  • Встраиваемых системах с ограниченными ресурсами.
  • Высокопроизводительных вычислениях (HPC).
  • Системах реального времени с жесткими требованиями к задержкам.

Rust постепенно отвоёвывает позиции в новых проектах по системному программированию, особенно где безопасность критична. Go стал популярен для сетевых сервисов и облачной инфраструктуры, а языки со сборщиком мусора доминируют в корпоративной разработке и веб-приложениях.

Экосистема инструментов и инфраструктура



Долгое время отставание экосистемы инструментов было ахилесовой пятой C++. Отсутствие стандартного менеджера пакетов, сложность систем сборки и фрагментированные инструменты разработки создавали препятствия для новых разработчиков.

Сегодня ситуация заметно улучшилась. Менеджеры пакетов, такие как vcpkg, Conan и Hunter, упростили работу с зависимостями. CMake стал де-факто стандартом для систем сборки, обеспечивая кросс-платформенность. Современные IDE, такие как CLion, Visual Studio и VSCode с расширениями, предоставляют качественные средства разработки, включая интеллектуальное автодополнение, рефакторинг и интегрированную отладку.

C++
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
# Пример современного CMake с использованием менеджера пакетов
cmake_minimum_required(VERSION 3.20)
project(ModernCppExample VERSION 1.0)
 
set(CMAKE_CXX_STANDARD 20)
set(CMAKE_CXX_STANDARD_REQUIRED ON)
 
find_package(fmt CONFIG REQUIRED)
find_package(spdlog CONFIG REQUIRED)
find_package(nlohmann_json CONFIG REQUIRED)
 
add_executable(MyApp main.cpp)
target_link_libraries(MyApp PRIVATE 
  fmt::fmt 
  spdlog::spdlog
  nlohmann_json::nlohmann_json
)
Однако экосистема Rust с официальным менеджером пакетов Cargo, интегрированным инструментом документации и стандартной системой тестирования по-прежнему выглядит более цельной. Golang также предоставляет более унифицированные инструменты разработки.

Страуструп и комитет по стандартизации осознают эту проблему. В рамках работы над будущими стандартами C++ обсуждается возможность стандартизации некоторых аспектов экосистемы, хотя это выходит за рамки самого языка.

Философские различия и подходы к дизайну



Интересно сравнить филосовские подходы к дизайну различных языков:

1. C++ (Бьярне Страуструп): "Вы не платите за то, что не используете", "Абстракция без потери производительности", "Прямое выражение идей в коде".
2. Rust (Mozilla Research): "Безопасность прежде всего", "Если код компилируется, он безопасен", "Эргономика имеет значение".
3. Go (Google): "Простота превыше всего", "Явное лучше неявного", "Инструменты важнее синтаксиса".
4. Swift (Apple): "Безопасность по умолчанию", "Читаемость кода важнее краткости", "Прагматичный подход к функциональному программированию".

Страуструп часто комментирует эти различия, отмечая, что C++ никогда не стремился быть "простым" языком в ущерб гибкости и производительности. В своих выступлениях он подчёркивает, что разные языки оптимизированы для разных задач и контекстов.

Если посмотреть на модели памяти, то C++ предоставляет максимальную гибкость, позволяя разработчику выбирать между разными стратегиями (стек, куча, пулы объектов), в то время как Go и Java делают этот выбор за программиста, а Rust строго контролирует паттерны использования памяти через систему владения. В области типизации C++ эволюционировал от относительно простой системы типов к современной среде с выводом типов, концептами и поддержкой функционального программирования, сохраняя при этом полную совместимость с C и низкоуровневым кодом.

Уроки и взаимное влияние



Интересно наблюдать взаимное влияние языков. C++ многое заимствовал из других языков:
  • Вывод типов и лямбда-выражения, вдохновлённые функциональными языками.
  • Концепты, напоминающие интерфейсы из Java и типажи (traits) из Rust.
  • Move-семантика, которая концептуально близка к системе владения в Rust.

В то же время другие языки многое взяли из C++:
  • Rust заимствовал идею RAII и шаблоны (в виде генериков).
  • Swift использует многие идеи из C++ в своей системе управления памятью (ARC).
  • Даже Java и C# под влиянием C++ добавили специальные случаи, когда объекты создаются на стеке, а не в куче.

Страуструп считает это естественным процессом эволюции языков программирования. В одном из интервью он отметил: "Цели и ограничения C++ сильно повлияли на многие современные языки. Это естествено и хорошо - каждый новый язык должен учиться у предшественников. Я тоже многое почерпнул из других языков при проектировании C++."

Примечательно, что несмотря на появление многих новых языков, использование C++ в индустрии не только не снизилось, но даже выросло в определённых областях. Согласно отчётам IEEE, JetBrains и TIOBE, C++ остаётся в топ-5 наиболее используемых языков программирования. Современный C++ успешно адаптировался к меняющимся требованиям разработки, сохраняя при этом свои ключевые преимущества. Многие организации, включая Google, Microsoft и Facebook, инвестируют значительные ресурсы в развитие инструментария C++ и его стандартизацию, что свидетельствует о долгосрочной ценности языка для индустрии и уверенности в его будущем.

Не получается сделать 6е задание 3й главы из книги Бьярне Страуструп
Здравствуйте, я совсем не давно начал изучать C++ и начал с книги Бьярна Страуструпа, и остановился...

Ох уж эта книга бьярне
Привет всем. Вообщем проблема простая. По книге код пишу, в ней многострадальная 6ая глава, код...

Используя алгоритм задачи 25, определить, сколько раз в 21 веке Новый год приходится на понедельник.
помогите ребят!!! вот препод задал мне задачи для зачетной недели, фактически все сделал,кроме...

Вывод информации о том, в каком веке, сезоне и декаде родился человек
Можете добавить для этой программы вывод информации в каком веке,сезоне и декаде родился человек?...

в котором сезоне и в каком веке родился человек
Здравствуйте, помогите реализовать задание в программу Создать структуру Дата с элементами...

Прикол: Эволюция программиста на примере "Hello world"
Эволюция программиста 1. Старший курс школы. 10 PRINT 'HELLO WORLD' 20 END 2....

Дописать программу "Эволюция"
задание: Используя матрицу из 0 и 1 написать программу «Эволюция». Пусть степень элемента ...

Предположительная эволюция студента программиста (будущего)
Доброго времени суток форумчане. У меня появился вопрос к бывалым программистом. Вот сейчас,...

[дизайн и эволюция] провалы в variadic конструкторы
всем привет. уже несколько человек обращались ко мне по почте, с просьбой помочь разобраться с...

Дизайн и эволюция: перегрузка макросов
Часть 0. Вместо предисловия. всем привет. недавно, для одной из моих задач, мне...

[Дизайн и эволюция] Дискриминация шаблона на примере макроса OUT_TO_STREAM
рублика: дизайн и эволюция название: дискриминация шаблона на примере макроса OUT_TO_STREAM ...

Классное видео (английский нужен) Эволюция.С++
Сабж :pardon: https://www.youtube.com/watch?v=_wzc7a3McOs Интересно послушать как по мне. То...

Метки c++, c++20, c++23, c++26, stroustrup
Размещено в Без категории
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
Всего комментариев 0
Комментарии
 
Новые блоги и статьи
Генераторы Python для эффективной обработки данных
AI_Generated 21.05.2025
В Python существует инструмент настолько мощный и в то же время недооценённый, что я часто сравниваю его с тайным оружием в арсенале программиста. Речь идёт о генераторах — одной из самых элегантных. . .
Чем заменить Swagger в .NET WebAPI
stackOverflow 21.05.2025
Если вы создавали Web API на . NET в последние несколько лет, то наверняка сталкивались с зелёным интерфейсом Swagger UI. Этот инструмент стал практически стандартом для документирования и. . .
Использование Linq2Db в проектах C# .NET
UnmanagedCoder 21.05.2025
Среди множества претендентов на корону "идеального ORM" особое место занимает Linq2Db — микро-ORM, балансирующий между мощью полноценных инструментов и легковесностью ручного написания SQL. Что. . .
Реализация Domain-Driven Design с Java
Javaican 20.05.2025
DDD — это настоящий спасательный круг для проектов со сложной бизнес-логикой. Подход, предложенный Эриком Эвансом, позволяет создавать элегантные решения, которые точно отражают реальную предметную. . .
Возможности и нововведения C# 14
stackOverflow 20.05.2025
Выход версии C# 14, который ожидается вместе с . NET 10, приносит ряд интересных нововведений, действительно упрощающих жизнь разработчиков. Вы уже хотите опробовать эти новшества? Не проблема! Просто. . .
Собеседование по Node.js - вопросы и ответы
Reangularity 20.05.2025
Каждому разработчику рано или поздно приходится сталкиватся с техническими собеседованиями - этим стрессовым испытанием, где решается судьба карьерного роста и зарплатных ожиданий. В этой статье я. . .
Cython и C (СИ) расширения Python для максимальной производительности
py-thonny 20.05.2025
Python невероятно дружелюбен к начинающим и одновременно мощный для профи. Но стоит лишь заикнуться о высокопроизводительных вычислениях — и энтузиазм быстро улетучивается. Да, Питон медлительнее. . .
Безопасное программирование в Java и предотвращение уязвимостей (SQL-инъекции, XSS и др.)
Javaican 19.05.2025
Самые распространёные векторы атак на Java-приложения за последний год выглядят как классический "топ-3 хакерских фаворитов": SQL-инъекции (31%), межсайтовый скриптинг или XSS (28%) и CSRF-атаки. . .
Введение в Q# - язык квантовых вычислений от Microsoft
EggHead 19.05.2025
Microsoft вошла в гонку технологических гигантов с собственным языком программирования Q#, специально созданным для разработки квантовых алгоритмов. Но прежде чем погружаться в синтаксические дебри. . .
Безопасность Kubernetes с Falco и обнаружение вторжений
Mr. Docker 18.05.2025
Переход организаций к микросервисной архитектуре и контейнерным технологиям сопровождается лавинообразным ростом векторов атак — от тривиальных попыток взлома до многоступенчатых кибератак, способных. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru