C++ в XXI веке - Эволюция языка и взгляд Бьярне Страуструпа
C++ существует уже более 45 лет с момента его первоначальной концепции. Как и было задумано, он эволюционировал, отвечая на новые вызовы, но многие разработчики продолжают использовать C++ так, будто на дворе всё ещё прошлое тысячелетие — когда телефоны приходилось подключать к проводам, а большинство программ были короткими, низкоуровневыми и медленными. Это неоптимально с точки зрения выразительности кода, производительности, надёжности и сопровождаемости программного обеспечения.C++ в 21 веке: современный подход от Бьярне СтрауструпаПуть C++ от "C с классами" до современного мультипарадигменного языка был долгим и интересным. В 1998 году появился первый стандарт, и с тех пор каждое новое издание стандарта добавляло значительные улучшения. C++11 привнес автоматический вывод типов (auto), лямбда-выражения, умные указатели и перемещающую семантику. C++14 усовершенствовал некоторые возможности C++11, добавив обобщенные лямбда-выражения и улучшенный constexpr. C++17 принес if-инициализаторы, структурные привязки и опциональные типы. С C++20 язык получил концепты, диапазоны, корутины и модули. Каждый новый стандарт делал язык более выразительным и безопасным, при этом сохраняя обратную совместимость. Возьмём простую программу, которая выводит каждую уникальную строку из ввода:
(!a[$0]++) . Программа использует unordered_map — версию хеш-таблицы из стандартной библиотеки C++, чтобы хранить уникальные строки и выводить их только при первом появлении. Оператор for используется, чтобы ограничить область видимости переменной цикла (line ) только самим циклом.В сравнении со старыми стилями программирования на C++ здесь примечательно отсутствие явного:
При этом программа весьма эффективна по сравнению со старыми стилями, даже эффективнее того, что большинство программистов могли бы написать за разумное время. Если требуется ещё большая производительность, код можно оптимизировать. Важный аспект C++ заключается в том, что код с разумным интерфейсом можно настраивать под конкретные потребности и даже использовать специализированное оборудование. Рассмотрим вариант этой программы, который собирает уникальные строки для последующего использования:
vector , а не set , поскольку vector является наиболее широко используемым контейнером. Тип элементов vector не пришлось указывать явно, так как компилятор вывел его из типа элементов set . Аргумент from_range указывает компилятору и человеку-читателю, что используется диапазон, а не другие возможные способы инициализации vector . Автор предпочел бы использовать логически минимальное vector{m} , но комитет по стандартизации решил, что требование from_range будет полезно для многих.Идеалы C++ можно обобщить так:
Эти цели не изменились с самых ранних дней языка, но C++ был задуман как эволюционирующий язык, и современный C++ может реализовать такие свойства в коде намного лучше, чем более ранние версии. В оставшейся части статьи мы сосредоточимся на управлении ресурсами (включая контроль жизненного цикла и обработку ошибок), модульности (включая устранение препроцессора), обобщённом программировании (включая концепты), а также на рекомендациях и способах обеспечения того, что наш код действительно является "C++ XXI века". Также рассмотрим перспективы развития языка, включая ожидаемые нововведения в стандарте C++26. книгa "Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание, Бьярне Страуструп; Книга после Бьярне Страуструп Кто читал Бьярне Страуструп Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание Бьярне Страуструп Программирование: принципы и практика использования C++ кто читал Ключевые изменения C++ в новом векеНовое тысячелетие принесло C++ революционные изменения, которые превратили его из "усложнённого C с классами" в мощный многоцелевой язык программирования. Эти изменения начались с длительного перерыва в стандартизации после C++98/03 и взрывного появления C++11, который часто называют "современным C++". Революция C++11 и концепция "ноль накладных расходов"C++11 стал водоразделом в истории языка. Он ввёл более 100 новых функций, многие из которых кардинально изменили подход к программированию. Ключевыми нововведениями стали: Автоматический вывод типов с ключевым словом auto , позволивший избавиться от избыточных объявлений типов,Лямбда-выражения, позволяющие создавать анонимные функции в местах их использования, Перемещающая семантика ( move semantics ) и r-value ссылки (&& ), которые революционизировали управление ресурсами,Универсальная инициализация с использованием фигурных скобок, Делегирующие конструкторы и явные преобразования. Эти изменения позволили писать более компактный, читаемый и эффективный код, сохраняя при этом философию "ноль накладных расходов" — ключевой принцип C++, гласящий, что вы не должны платить за то, что не используете. Вот пример современного кода:
auto , лямбда-выражение с захватом, цикл по диапазону и автоматическое перемещение при возврате из функции — все эти возможности отсутствовали в C++03.Умные указатели и управление ресурсамиОдним из самых значительных улучшений C++11 стало введение стандартных умных указателей, которые решают извечную проблему управления памятью: std::unique_ptr — указатель с эксклюзивным владением, не допускающий копирования, std::shared_ptr — указатель с разделяемым владением и подсчётом ссылок, std::weak_ptr — слабая ссылка на объект, управляемый shared_ptr. Эти инструменты позволили практически полностью отказаться от ручного управления памятью с помощью new и delete :
std::make_unique и улучшениями в std::make_shared , а C++17 ввёл специализированные контейнеры для управления ресурсами, такие как std::pmr::polymorphic_allocator .Эволюция после C++11: стандарты C++14 и C++17C++14 был относительно небольшим обновлением, которое устранило некоторые шероховатости C++11:
C++17 принёс более существенные изменения: Структурные привязки, позволяющие распаковывать пары и кортежи:
Упрощённые условные выражения с инициализацией:
Параллельные алгоритмы в стандартной библиотеке. Эти изменения продолжили традицию повышения безопасности, читаемости и эффективности, позволяя разработчикам выражать сложные идеи более ясным и прямым способом. C++20: новая революцияC++20 стал вторым по значимости обновлением после C++11, добавив четыре основных функции: Концепты (Concepts) — механизм для задания ограничений на шаблоны, Диапазоны (Ranges) — библиотека для работы с последовательностями данных, Корутины (Coroutines) — функции, которые могут приостанавливать выполнение, Модули (Modules) — замена устаревшему механизму #include. Концепты сделали обобщённое программирование более интуитивным и значительно улучшили сообщения об ошибках:
Диапазоны позволили писать более декларативный код, где трансформации данных выражаются как цепочка операций:
co_await , co_yield и co_return . Они позволяют функции приостанавливать выполнение и возобновлять его позже, что особенно ценно для операций ввода-вывода, параллельных вычислений и обработки больших последовательностей данных.Модули: замена препроцессораМодули представляют собой, пожалуй, одно из самых революционных изменений в C++ с момента его создания. Они решают давние проблемы с системой включения заголовочных файлов, которая C++ унаследовал от C:
1. Порядконезависимость: import a; import b; означает то же самое, что и import b; import a; , что устраняет тонкие баги зависимостей.2. Локальная область видимости: модуль экспортирует только то, что явно помечено как export , что улучшает инкапсуляцию.3. Отсутствие транзитивности: при импорте модуля его зависимости не становятся доступными, что снижает загрязнение пространства имён. 4. Существенное ускорение компиляции: модуль компилируется только один раз, независимо от того, сколько раз он импортируется. Это даёт значительное ускорение сборки:
import перед #include является обычным делом.Концепты: революция в шаблонном программированииКонцепты решают одну из самых больших проблем шаблонов C++ — неясные и часто непонятные сообщения об ошибках. Они позволяют напрямую выражать требования к типам-параметрам:
Вычисления во время компиляцииC++11 ввёл constexpr , позволяющий выполнять вычисления во время компиляции. C++14 и C++17 расширили его возможности, а C++20 добавил consteval для функций, которые должны вычисляться на этапе компиляции:
constexpr и consteval (как и для концептов) действуют строгие ограничения:
В результате, такие функции представляют версию идеи чистых функций в C++, а современный компилятор C++ содержит почти полный интерпретатор языка. C++23: закрепление и расширениеСтандарт C++23 фокусируется на улучшении существующих функций:
C++23 также продолжил улучшать компиляцию модулей и добавил улучшенную поддержку для алгоритмов на диапазонах и более эргономичного синтаксиса шаблонов. Эти изменения делают C++ более мощным и доступным, сохраняя при этом его кредо эффективности и производительности. Этот непрерывный процесс эволюции — ключевая характеристика C++ как языка, который адаптируется к новым вызовам, сохраняя при этом свои основные ценности и совместимость с предыдущими версиями. Взгляды Страуструпа на эволюцию языкаБьярне Страуструп, создатель C++, всегда имел чёткое видение своего детища. Несмотря на то, что язык создавался более четырёх десятилетий назад, основополагающие принципы его дизайна остаются неизменными. Страуструп часто подчёркивает, что C++ был задуман как эволюционирующий язык, способный адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям, но при этом сохранять свою философскую основу. Философия дизайна C++Философия дизайна C++, сформулированная Страуструпом, можно выразить несколькими ключевыми принципами: 1. Абстракция без потери производительности — возможность создавать высокоуровневые абстракции, которые не добавляют накладных расходов при выполнении. 2. Вы платите только за то, что используете — функции языка, которые не используются в конкретной программе, не должны влиять на её размер или производительность. 3. Прагматический подход — дизайн языка должен учитывать практические аспекты программирования, а не чисто академические идеалы. 4. Обратная совместимость — новые версии языка не должны "ломать" существующий код. В своих выступлениях и публикациях Страуструп регулярно возвращается к этим принципам, подчёркивая, что они направляли эволюцию C++ от самого его зарождения до современных стандартов. Баланс между совместимостью и инновациямиОдним из самых сложных аспектов развития C++ является сохранение баланса между обратной совместимостью и введением новых возможностей. Страуструп говорит об этом так: "Если ваша операционная система сохраняла совместимость десятилетиями, вы можете запустить программы на C++, написанные в 1985 году, на современном компьютере. Стабильность — совместимость с более ранними версиями C++ — невероятно важна, особенно для организаций, которые поддерживают программные системы десятилетиями. Однако в практически всех случаях современный C++ может выразить идеи, воплощенные в таком старом коде, гораздо проще, с гораздо лучшими гарантиями типобезопасности, и позволить им работать быстрее, используя меньше памяти." Эта цитата хорошо отражает двойное стремление к совместимости и прогрессу. C++ не может быть изменён несовместимым образом из-за миллиардов строк существующего кода, но может эволюционировать, давая разработчикам новые, лучшие инструменты для выражения тех же идей. Отношение к расширению стандартной библиотекиСтрауструп занимает прагматичную позицию в отношении расширения стандартной библиотеки. Он считает, что библиотека должна включать только те компоненты, которые: 1. Полезны для широкого круга программистов. 2. Могут быть реализованы эффективно на различных платформах. 3. Имеют хорошо продуманный дизайн и интерфейс. Это привело к некоторым интересным решениям. Например, стандартная библиотека не включает графические интерфейсы, сетевой стек или функции для работы с файловой системой (последние были добавлены только в C++17). С другой стороны, она содержит богатый набор алгоритмов, контейнеров и утилит для работы с ними. Страуструп отмечает, что библиотеки должны соответствовать основным принципам языка. Когда его спрашивают о расширении стандартной библиотеки, он часто указывает на важность качества, а не количества компонентов.
Контраргументы критикам сложности языкаC++ часто критикуют за сложность, и Страуструп не отрицает, что язык действительно сложен. Однако он отмечает, что эта сложность проистекает из сложности задач, которые решает C++: "C++ сложен, потому что реальный мир сложен, и C++ решает сложные проблемы реального мира. Если вы хотите, чтобы что-то работало на широком спектре оборудования, от микроконтроллеров до суперкомпьютеров, было производительным и масштабируемым — это сложная задача." Страуструп указывает, что C++ позволяет разработчикам создавать слои абстракции, чтобы скрыть сложность и сделать код более понятным:
Проблема сложности изучения C++Страуструп признаёт, что изучение C++ может быть сложным, особенно из-за исторических аспектов языка и множества подходов к решению одних и тех же задач. Он предлагает несколько путей решения этой проблемы: 1. Подмножества языка для обучения — начинающие могут изучать подмножество C++, а затем постепенно осваивать более сложные возможности. 2. Рекомендации и руководства — Страуструп является соавтором "C++ Core Guidelines", набора правил для написания чистого, безопасного и эффективного C++ кода. 3. Современные практики — он подчёркивает важность обучения современному C++, а не устаревшим стилям и идиомам. "Проблема не в том, что C++ сложен для изучения, — говорит Страуструп, — а в том, что люди часто учат неправильные вещи и в неправильном порядке." Философия "лучше правила, чем исключения"Страуструп выступает за последовательный и предсказуемый дизайн языка, где правила имеют минимальное количество исключений. Он часто говорит: "Для любого правила должна быть очень веская причина, если для него нужно исключение." Эта философия привела к более согласованному дизайну новых возможностей языка. Например, унифицированный синтаксис инициализации с фигурными скобками был введён, чтобы обеспечить последовательный способ инициализации объектов любого типа:
Взгляды на управление ресурсами и безопасностьСтрауструп уделяет особое внимание управлению ресурсами, считая его фундаментальным аспектом надёжного программирования на C++. Он продвигает идею о том, что "ресурс — это всё, что мы должны явно приобрести и позже освободить". Это включает не только память, но и файловые дескрипторы, сокеты, мьютексы и другие системные ресурсы. Для безопасного управления ресурсами Страуструп настаивает на использовании идиомы RAII (Resource Acquisition Is Initialization — получение ресурса есть инициализация), которую он разработал ещё в ранних версиях C++:
Комитет по стандартизации и процесс эволюции C++Интересный аспект взглядов Страуструпа — его отношение к процессу стандартизации. Хотя он является создателем языка, Страуструп не имеет единоличного контроля над его развитием. C++ эволюционирует через комитет по стандартизации ISO, в котором принимают участие сотни экспертов. Страуструп признаёт, что это несколько усложняет процесс развития языка: "Последний раз, когда я проверял, список членов комитета содержал 527 записей. Это указывает на энтузиазм, широкий интерес и обеспечивает обширный опыт, но это не идеально для проектирования языка программирования, а правила ISO не могут быть кардинально изменены." В то же время он считает, что такой подход обеспечивает устойчивость и стабильность языка, а также позволяет учитывать потребности широкого сообщества разработчиков. Взгляды на различные парадигмы программированияВ отличие от создателей некоторых других языков, Страуструп не приверженец какой-то одной парадигмы программирования. Он всегда позиционировал C++ как мультипарадигменный язык, поддерживающий процедурное, объектно-ориентированное, обобщённое и функциональное программирование. "C++ не привязан к одной парадигме, — говорит Страуструп. — Он даёт вам инструменты для выбора подходящего стиля для каждой задачи. Вы можете писать в процедурном стиле, ООП стиле, функциональном стиле или смешивать их как нужно." Эта философия гибкости является одной из сильных сторон C++, но и создаёт определённые проблемы. Страуструп признаёт, что большое количество возможностей и подходов может сбивать с толку, особенно новичков. Поэтому он подчёркивает важность руководств и рекомендаций, помогающих выбрать правильный подход для каждой конкретной задачи. Роль руководств и стилевых рекомендацийОдним из способов справиться со сложностью C++ Страуструп видит в разработке и продвижении руководств и стилевых рекомендаций. Он является соавтором "C++ Core Guidelines" — набора правил для написания чистого, безопасного и эффективного кода на C++. Эти рекомендации нацелены на решение ключевых проблем безопасности программирования на C++, таких как:
Практические аспектыТеория языка C++ безусловно важна, но ключевым фактором его популярности остаётся практическое применение. Современный C++ — это не просто нишевый язык для системного программирования, а мощный инструмент, используемый в широком спектре приложений: от встраиваемых систем до высокопроизводительных вычислений, от игр до финансовых приложений. Производительность и эффективностьПроизводительность всегда была одним из главных преимуществ C++. В современном C++ доступны инструменты, позволяющие писать высокопроизводительный код, который при этом остаётся читаемым и безопасным:
Одной из ключевых оптимизаций, доступных в современном C++, является перемещающая семантика. Она позволяет избежать дорогостоящих копирований при передаче объектов:
Применение C++ в высоконагруженных системахC++ широко применяется в индустриях, где критична производительность: 1. Игровые движки — практически все крупные игровые движки (Unreal Engine, Unity, CryEngine) используют C++ для вычислительно-интенсивных задач. 2. Высокочастотная торговля — финансовые системы, где миллисекунды имеют значение, часто реализуются на C++. Например, системы HFT (High-Frequency Trading) используют C++ из-за его предсказуемой производительности и отсутствия сборки мусора. 3. Научные вычисления — от симуляции физических процессов до анализа данных с CERN, C++ остаётся языком выбора для многих вычислительно-интенсивных научных приложений.
В C++23 добавлена экспериментальная поддержка SIMD через std::simd, что делает такую оптимизацию более доступной без необходимости использования специфичных для платформы интринсиков. Метапрограммирование и шаблоныШаблоны и метапрограммирование — одни из самых мощных возможностей C++, позволяющие создавать высокоуровневые абстракции без потери производительности. С введением концептов и constexpr улучшений, метапрограммирование стало намного доступнее:
Экосистема инструментов и библиотекЭкосистема C++ значительно улучшилась за последние годы. Современные разработчики имеют доступ к: 1. Улучшенным компиляторам — GCC, Clang и MSVC предлагают отличную поддержку новых стандартов и эффективную оптимизацию. 2. Системам управления пакетами — vcpkg, Conan и Hunter упрощают работу с зависимостями, что исторически было слабым местом C++. 3. Инструментам статического анализа — Clang-Tidy, PVS-Studio, Coverity помогают находить потенциальные проблемы на ранних стадиях. 4. Системам сборки — CMake стал де-факто стандартом, а современные альтернативы, такие как Meson и Bazel, предлагают улучшенный опыт разработки. Пример использования CMake с современным C++:
Проблемы компиляции и ускорение сборкиТрадиционно одной из проблем C++ была медленная компиляция из-за системы включения заголовочных файлов. Современный C++ предлагает несколько решений: 1. Модули (C++20) — как уже упоминалось, они могут ускорить компиляцию в 7-10 раз:
4. Кэширующие компиляторы — ccache для GCC/Clang и sccache для всех основных компиляторов сохраняют результаты компиляции для повторного использования. При тестировании крупных проектов было выявлено, что комбинация этих подходов может уменьшить время сборки с часов до минут, что значительно повышает продуктивность разработчиков. Производительность современного C++ в сравнении с другими языкамиC++ по-прежнему занимает лидирующие позиции в бенчмарках производительности, особенно в задачах, требующих интенсивных вычислений и эффективного управления памятью. Например, в The Computer Language Benchmarks Game C++ регулярно показывает производительность, сравнимую с C и Rust, и значительно превосходящую Java, C#, Python и другие языки высокого уровня. Кросс-платформенная разработка в современном C++Одним из практических преимуществ C++ является его кросс-платформенность. Современные инструменты значительно упростили создание приложений, работающих на различных операционных системах:
Управление памятью и современные аллокаторыУправление памятью — исторически сложная область в C++, которая получила значительные улучшения в современных стандартах. C++17 добавил пространство имён std::pmr (Polymorphic Memory Resources), которое позволяет контролировать стратегии выделения памяти:
Инструменты профилирования и отладкиЭкосистема C++ предлагает мощные инструменты для профилирования и отладки приложений: 1. Санитайзеры (Sanitizers) — инструменты, встроенные в современные компиляторы, которые проверяют код на различные виды ошибок во время выполнения:
Практики интеграции с другими языкамиC++ отлично взаимодействует с другими языками, что позволяет создавать гибридные системы, используя сильные стороны каждого языка: 1. C++ и Python — библиотеки, такие как pybind11, позволяют легко создавать Python-привязки для C++ кода:
Эти практические аспекты делают C++ уникальным языком, способным решать широкий спектр задач — от низкоуровневого системного программирования до высокопроизводительных вычислений и интерактивных приложений. Современный C++ предоставляет мощные инструменты для эффективной разработки, при этом сохраняя свои исторические преимущества в производительности и контроле над ресурсами. Перспективы C++ в будущемБьярне Страуструп осторожно высказывается о будущем C++, отчасти потому, что это само по себе рискованно, а в особенности из-за того, что определение C++ контролируется огромным комитетом по стандартизации ISO, работающим на основе консенсуса. На момент последней проверки список участников насчитывал 527 человек. Это свидетельствует об энтузиазме, широком интересе и обеспечивает разнообразный опыт, но не является идеальным для проектирования языка. Несмотря на это, ведётся активная работа над многими перспективными направлениями: Общая модель для асинхронных вычисленийВ стандарте C++26 планируется включить улучшенную модель асинхронных вычислений через std::execution. Эта библиотека призвана стандартизировать подходы к асинхронности, которые сейчас разрознены между std::async, std::future, std::jthread и различными сторонними библиотеками.
Статическая рефлексияМногообещающей функциональностью будущего C++ является статическая рефлексия, которая позволит исследовать структуру типов и программы на этапе компиляции:
Расширения для SIMDДля улучшения поддержки векторных инструкций процессора ведётся работа над std::simd — типом данных для параллельных вычислений. Это сделает написание векторизованного кода более простым и переносимым:
Система контрактовРазрабатывается система контрактов для C++, которая позволит определять предусловия, постусловия и инварианты для функций и классов:
Сопоставление с образцом в функциональном стилеВ C++23 уже появились некоторые элементы сопоставления с образцом, но в C++26 ожидается более полная реализация, вдохновлённая функциональными языками:
Универсальная система единиц измеренияВедётся разработка библиотеки для работы с физическими величинами и единицами измерения (например, система СИ):
Экспериментальные версии всех этих возможностей уже доступны. Одной из серьёзных проблем является интеграция разрозненных идей в согласованное целое. По словам Страуструпа, проектирование языка требует принятия решений в пространстве, где не все релевантные факторы могут быть известны, и где принятые результаты нельзя существенно изменить десятилетиями. Это отличает разработку языка от большинства задач разработки программного обеспечения и академических исследований. Тот факт, что почти все попытки проектирования языков за последние десятилетия потерпели неудачу, демонстрирует серьёзность этой проблемы. Перспективы C++ в будущем (продолжение)Механизмы обработки ошибок и их эволюцияОбработка ошибок — одна из ключевых областей, где C++ продолжает развиваться. Исторически в языке сосуществовали два основных механизма: коды возврата и исключения. Долгие годы велись споры о том, какой подход лучше — вернуть код ошибки или выбросить исключение, причём многие разработчики заняли "лагерную" позицию, настаивая на исключительном использовании только одного из них. Страуструп считает такой радикальный подход ошибочным и отстаивает более прагматичную точку зрения: "Для надёжной системы нам нужна продуманная политика обработки ошибок. Лучший способ сделать это в общем случае — различать ошибки, которые могут быть обработаны локально ближайшим вызывающим, от ошибок, которые могут быть обработаны только где-то высоко в цепочке вызовов." По мнению создателя языка, следует:
Интересно, что вопреки распространённому мнению, исключения могут быть дешевле и быстрее, чем последовательное использование кодов ошибок даже для небольших систем. Эту позицию подтверждают различные исследования, в том числе недавний доклад Кевина Эстелла "C++ Exceptions for Smaller Firmware" на CppCon 2024. В C++23 был введён тип std::expected<T, E> , который представляет собой одновременно значение и потенциальную ошибку, что делает обработку ошибок более явной:
std::error — унифицированного типа для представления ошибок, который бы включал контекстную информацию, такую как место в коде, где произошла ошибка, и предполагаемые причины.Модульность и концепции C++23C++23 продолжил развитие модульности, добавив:
Модули в C++23 поддерживают также концепцию "заголовочных модульных интерфейсов" (Header Module Interfaces), которые облегчают постепенную миграцию существующих библиотек с заголовочных файлов на модули:
#include "legacy.h" продолжать работать, а новому коду использовать более эффективное import legacy .Что касается концептов, C++23 ввёл несколько новых стандартных концептов и улучшил механизмы для работы с ними. Особенно важными стали "составные концепты" — возможность комбинировать существующие концепты в новые без избыточного дублирования кода. C++26: предварительный обзор планируемых возможностейСтандарт C++26, который должен быть утверждён через несколько лет, обещает стать одним из самых значительных обновлений языка. Помимо уже упомянутых возможностей, в него планируется включить: 1. Профили безопасности — формализованные наборы ограничений на использование языка, которые могут быть проверены как статически, так и во время выполнения:
type — обеспечивает инициализацию всех переменных, запрещает небезопасные приведения типов, lifetime — предотвращает использование висячих указателей, проверку разыменования nullptr, bounds — все операции индексирования проверяются на выход за границы диапазона, arithmetic — предотвращает переполнение и потерю точности при арифметических операциях. 2. Улучшенная статическая рефлексия — возможность анализировать и манипулировать структурой программы во время компиляции:
Из всех этих возможностей, профили безопасности, вероятно, окажут наибольшее влияние на практическое использование C++. Они позволят разработчикам формально гарантировать определённые свойства безопасности своего кода, что критично для систем, где сбои недопустимы — например, в автомобильной, медицинской или аэрокосмической отраслях. Как отмечает Страуструп, ценность языка программирования определяется спектром и качеством его приложений. За более чем 45 лет своего существования C++ доказал свою универсальность и эффективность в самых разных областях: от операционных систем и баз данных до игр, научных вычислений и искусственного интеллекта. Эволюция языка продолжится, но основные принципы останутся неизменными: эффективность, абстракция без накладных расходов, статическая типобезопасность, прямое выражение идей и контроль над аппаратными ресурсами. C++ в контексте современных языков программированияМесто C++ в современной экосистеме языков программирования представляет особый интерес, особенно с учётом появления множества новых языков за последние десятилетия. Современный C++ существует не в вакууме, а в богатой и разнообразной среде, где каждый язык стремится найти свою нишу. Сравнение C++ с современными системными языкамиСреди "системных" языков главными конкурентами C++ сегодня выступают Rust и в некоторой степени Go. Rust, созданный Mozilla Research, предлагает схожие цели с C++: высокая производительность, контроль над памятью и отсутствие сборщика мусора. Однако подходы к достижению этих целей существенно различаются. Rust обеспечивает безопасность памяти через свою систему владения (ownership), заимствования (borrowing) и времён жизни (lifetimes), которые проверяются на этапе компиляции. Это исключает возможность многих ошибок, характерных для C++: висячие указатели, гонки данных при доступе к памяти, использование после освобождения.
Производительность и ниши примененияВ многих бенчмарках производительности C++ и Rust демонстрируют схожие результаты на верхних строчках рейтингов, часто обмениваясь первыми местами в зависимости от конкретной задачи. Языки со сборкой мусора, такие как Java, C# и Go, обычно отстают в задачах с интенсивным использованием памяти и вычислений, хотя разрыв с каждым годом сокращается. Исследование, проведённое Себастьяном Аманном в 2023 году "Performance Comparison of Modern Systems Programming Languages", показало, что в большинстве реальных сценариев разница между оптимизированным C++ и Rust составляет менее 5%, но оба эти языка опережают Go на 15-40% и Java на 10-30% в задачах с интенсивным использованием ресурсов. С точки зрения ниш применения, C++ сохраняет доминирующие позиции в:
Rust постепенно отвоёвывает позиции в новых проектах по системному программированию, особенно где безопасность критична. Go стал популярен для сетевых сервисов и облачной инфраструктуры, а языки со сборщиком мусора доминируют в корпоративной разработке и веб-приложениях. Экосистема инструментов и инфраструктураДолгое время отставание экосистемы инструментов было ахилесовой пятой C++. Отсутствие стандартного менеджера пакетов, сложность систем сборки и фрагментированные инструменты разработки создавали препятствия для новых разработчиков. Сегодня ситуация заметно улучшилась. Менеджеры пакетов, такие как vcpkg, Conan и Hunter, упростили работу с зависимостями. CMake стал де-факто стандартом для систем сборки, обеспечивая кросс-платформенность. Современные IDE, такие как CLion, Visual Studio и VSCode с расширениями, предоставляют качественные средства разработки, включая интеллектуальное автодополнение, рефакторинг и интегрированную отладку.
Страуструп и комитет по стандартизации осознают эту проблему. В рамках работы над будущими стандартами C++ обсуждается возможность стандартизации некоторых аспектов экосистемы, хотя это выходит за рамки самого языка. Философские различия и подходы к дизайнуИнтересно сравнить филосовские подходы к дизайну различных языков: 1. C++ (Бьярне Страуструп): "Вы не платите за то, что не используете", "Абстракция без потери производительности", "Прямое выражение идей в коде". 2. Rust (Mozilla Research): "Безопасность прежде всего", "Если код компилируется, он безопасен", "Эргономика имеет значение". 3. Go (Google): "Простота превыше всего", "Явное лучше неявного", "Инструменты важнее синтаксиса". 4. Swift (Apple): "Безопасность по умолчанию", "Читаемость кода важнее краткости", "Прагматичный подход к функциональному программированию". Страуструп часто комментирует эти различия, отмечая, что C++ никогда не стремился быть "простым" языком в ущерб гибкости и производительности. В своих выступлениях он подчёркивает, что разные языки оптимизированы для разных задач и контекстов. Если посмотреть на модели памяти, то C++ предоставляет максимальную гибкость, позволяя разработчику выбирать между разными стратегиями (стек, куча, пулы объектов), в то время как Go и Java делают этот выбор за программиста, а Rust строго контролирует паттерны использования памяти через систему владения. В области типизации C++ эволюционировал от относительно простой системы типов к современной среде с выводом типов, концептами и поддержкой функционального программирования, сохраняя при этом полную совместимость с C и низкоуровневым кодом. Уроки и взаимное влияниеИнтересно наблюдать взаимное влияние языков. C++ многое заимствовал из других языков:
В то же время другие языки многое взяли из C++:
Страуструп считает это естественным процессом эволюции языков программирования. В одном из интервью он отметил: "Цели и ограничения C++ сильно повлияли на многие современные языки. Это естествено и хорошо - каждый новый язык должен учиться у предшественников. Я тоже многое почерпнул из других языков при проектировании C++." Примечательно, что несмотря на появление многих новых языков, использование C++ в индустрии не только не снизилось, но даже выросло в определённых областях. Согласно отчётам IEEE, JetBrains и TIOBE, C++ остаётся в топ-5 наиболее используемых языков программирования. Современный C++ успешно адаптировался к меняющимся требованиям разработки, сохраняя при этом свои ключевые преимущества. Многие организации, включая Google, Microsoft и Facebook, инвестируют значительные ресурсы в развитие инструментария C++ и его стандартизацию, что свидетельствует о долгосрочной ценности языка для индустрии и уверенности в его будущем. Не получается сделать 6е задание 3й главы из книги Бьярне Страуструп Ох уж эта книга бьярне Используя алгоритм задачи 25, определить, сколько раз в 21 веке Новый год приходится на понедельник. Вывод информации о том, в каком веке, сезоне и декаде родился человек в котором сезоне и в каком веке родился человек Прикол: Эволюция программиста на примере "Hello world" Дописать программу "Эволюция" Предположительная эволюция студента программиста (будущего) [дизайн и эволюция] провалы в variadic конструкторы Дизайн и эволюция: перегрузка макросов [Дизайн и эволюция] Дискриминация шаблона на примере макроса OUT_TO_STREAM Классное видео (английский нужен) Эволюция.С++ |