Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
ArchitectMsa
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Блоги Сообщество Поиск Заказать работу  

Архитектурные словечки: Масштабируемость

Запись от ArchitectMsa размещена 04.09.2025 в 21:18
Показов 4271 Комментарии 0
Метки architecture

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Архитектурные словечки Масштабируемость.jpg
Просмотров: 204
Размер:	350.3 Кб
ID:	11101
"Наша система полностью масштабируема!" - фраза, которую я слышу на каждой второй встрече с вендорами или кандидатами на собеседовании. Обычно это момент, когда я инстинктивно подаюсь вперёд, слегка наклоняю голову и задаю свой коронный вопрос: "А что именно вы имеете в виду под масштабируемостью?"

И тут начинается самое интересное. Кто-то начинает рассказывать про добавление серверов, кто-то упоминает эластичность облака, а кто-то просто повторяет заученную маркетинговую мантру. В моей практике был забавный случай, когда на таком вопросе споткнулся архитектор с 15-летним стажем работы в энтерпрайз-компаниях. "Ну это когда всё хорошо работает при большой нагрузке", - выдал он после минутной паузы. Я чуть не поперхнулся кофе. Вы узнали себя? Не переживайте, вы не одиноки. Мы все - жертвы термина, который превратился в настоящего "смурфа" технического языка. Помните мультик "Смурфики"? Там маленькие синие существа использовали слово "смурф" для обозначения буквально чего угодно. "Давайте _смурфанем_ этот проект!", "Какая _смурфная_ идея!" Похоже, правда?

В мире архитектуры ПО мы поступаем точно так же с терминами вроде "масштабируемость", "отказоустойчивость", "поддерживаемость". Эти слова звучат солидно, профессионально и впечатляюще, но часто за ними не стоит конкретного смысла или, что хуже, каждый вкладывает в них свой смысл.

Давайте разберёмся, во-первых, в том, что на самом деле значит "масштабируемость" и чем она отличается от других близких понятий.

Масштабируемость - это способность системы обрабатывать увеличение объема работы без потери производительности или способность быстро увеличивать потенциал для обработки этого объема.

Производительность - это скорость выполнения операций системой при текущей нагрузке. У вас может быть быстрая система (высокая производительность), которая отлично справляется с обработкой 100 пользователей, но падает под нагрузкой в 1000 - то есть не масштабируемая.

Отказоустойчивость - это способность системы продолжать корректную работу при отказе одного или нескольких компонентов. Можно создать отказоустойчивую систему, которая однако не справится с растущей нагрузкой.

Когда разработчики или архитекторы используют термин "масштабируемый" без уточнений, возникает целый ряд заблуждений:

1. "Масштабируемость = больше железа". Часто люди думают, что достаточно добавить больше серверов, и проблема решена. На практике я сталкивался с ситуациями, когда добавление серверов только усугубляло проблему, создавая узкие места в других частях системы.
2. "Масштабируемость = микросервисы". Не поверите, но я видел проекты, где микросервисная архитектура приводила к катастрофической потере производительности именно из-за неправильно понятого понятия масштабируемости.
3. "Если система масштабируется до Х пользователей, она будет масштабироваться до Х*10". Это опасное заблуждение, которое привело к краху не одного стартапа в моем профессиональном окружении.

Самое забавное, что термин "масштабируемость" стал настоящим заклинанием на технических собеседованиях. Упомяни его - и ты современный, продвинутый специалист. Не упомяни - и на тебя посмотрят с подозрением. Я называю это "эффектом волшебного слова" - когда термин используется не для обозначения конкретной характеристики системы, а для произведения впечатления.

Виды масштабируемости



Нажмите на изображение для увеличения
Название: Архитектурные словечки Масштабируемость 2.jpg
Просмотров: 179
Размер:	224.3 Кб
ID:	11102

Когда я выступаю с докладами на конференциях по архитектуре, часто прошу поднять руки тех, кто знает разницу между вертикальным и горизонтальным масштабированием. Руки поднимают почти все. Потом спрашиваю про диагональное масштабирование - остается примерно треть. А когда доходит до функциональной масштабируемости, в воздухе обычно висят 2-3 одинокие руки. И это нормально, потому что масштабируемость имеет намного больше граней, чем принято считать.

Вертикальное масштабирование



Это классический подход "добавь железа". Сервер тормозит? Добавим оперативки! База данных не справляется? Поставим процессор помощнее! В моей практике был забавный случай, когда заказчик, крупный банк, решил проблему производительности транзакционной системы, закупив сервер стоимостью как небольшая квартира в Москве. Да, сработало. Но это как лечить головную боль гильотиной — радикально, дорого и недальновидно.

Вертикальное масштабирование имеет очевидное преимущество — его просто реализовать. Не нужно переписывать код, менять архитектуру или разбираться с распределенными системами. Апгрейд железа и перезапуск - вуаля! Но у такого подхода есть потолок. Железо не бесконечно улучшается, а стоимость растет экспоненциально. Помню, как мы в одном проекте достигли точки, когда следующий апгрейд сервера стоил дороже, чем переписывание всего приложения с учетом горизонтального масштабирования.

Горизонтальное масштабирование



Этот подход предполагает добавление новых машин вместо улучшения существующих. Вместо одного мощного сервера - несколько менее мощных, работающих параллельно. Преимущества очевидны: практически безграничное масштабирование и отказоустойчивость "из коробки". Выходит из строя один сервер? Не беда, остальные продолжают работу.

Но за эти преимущества приходится платить сложностью:
  1. Приложение должно быть спроектировано с учетом распределенной архитектуры.
  2. Появляются проблемы синхронизации данных.
  3. Нужно решать вопросы балансировки нагрузки.

На моем опыте самые сложные проблемы при горизонтальном масштабировании возникают не в технологиях, а в голове разработчиков. Например, мне приходилось много раз объяснять, почему DateTime.Now в распределенной системе - это почти всегда плохая идея. "А что такого?" - спрашивали разработчики. "Ну всего-то разница в миллисекундах между серверами..." - пока эта "мелочь" не приводила к ошибкам в очередности обработки транзакций.

Диагональное масштабирование



Это гибридный подход, который я лично обожаю за практичность. Он сочетает увеличение мощности отдельных машин с увеличением их количества. Помню проект для онлайн-ритейлера, где мы именно так поступили с базой данных: сначала вертикально масштабировали главную БД, а когда достигли предела эффективности, начали шардировать (горизонтальное масштабирование). Это позволило нам оптимально использовать бюджет и инфраструктуру.

Функциональное масштабирование



Это разделение системы на функциональные компоненты, каждый из которых может масштабироваться независимо. По сути, это то, к чему стремятся современные микросервисные архитектуры.

Однажды я работал над платформой для обработки видео, где разделили систему на сервисы: загрузка, конвертация, хранение и доставка контента. Оказалось, что конвертация требует больших вычислительных мощностей, хранение - большого объема диска, а доставка - высокой пропускной способности сети. Функциональное разделение позволило оптимизировать каждый компонент под его специфические требования.

Главное преимущество этого подхода - вы тратите ресурсы только там, где они действительно нужны. Не нужно масштабировать всю систему из-за того, что один компонент перегружен.

Географическое масштабирование



Это распределение системы по физическим локациям для обслуживания пользователей из разных регионов. Включает в себя CDN (сети доставки контента), геораспределенные БД и так далее.

У меня был забавный опыт, когда крупное приложение для туристов запускали в Азии. Все тесты в Европе показывали отличную производительность, но реальные пользователи из Китая и Японии испытывали задержки в несколько секунд. Никто из команды не подумал, что физическое расстояние в тысячи километров превращается в сотни миллисекунд задержки сети. Пришлось срочно разворачивать дополнительные серверы в азиатских дата-центрах.

Временное масштабирование



Это способность системы динамически адаптировать свои ресурсы в зависимости от текущей нагрузки. Представьте интернет-магазин в Черную пятницу или налоговый сервис перед дедлайном подачи деклараций. Современные облачные провайдеры прямо созданы для такого подхода. Помню, как мы с командой разрабатывали систему онлайн-регистрации на популярный музыкальный фестиваль. Сайт посещали максимум несколько сотен человек в день, но в момент старта продаж билетов нагрузка подскакивала до десятков тысяч одновременных сессий. Мы настроили AWS Auto Scaling Group, которая за 15 минут до старта продаж автоматически поднимала десяток дополнительных инстансов, а через два часа после пика — плавно снижала их количество.

Особо горжусь тем, что система отработала без единого сбоя, а бюджет остался в рамках ожидаемого — платили только за реально используемые ресурсы. И никаких серверов, простаивающих 364 дня в году в ожидании того самого часа икс!

Ещё один яркий пример временного масштабирования — налоговые сервисы. В России декларационная компания длится несколько месяцев, но 90% деклараций подается в последние пару недель перед дедлайном. Нелепая человеческая привычка откладывать всё на последний момент превращается в серьезный инженерный вызов. Знакомый архитектор из ФНС рассказывал, как они каждый апрель пере-конфигурируют буквально всю ИТ-инфраструктуру для обработки этого потока.

Примеры из практики больших нагрузок



Однажды мне довелось работать над системой обработки платежей для крупного e-commerce проекта в дни распродаж. Мы подготовились ко всему: настроили автомасштабирование, распределили нагрузку между разными регионами, оптимизировали запросы к БД... Но система все равно падала. Оказалось, что мы забыли про самое очевидное — кэш. Наше приложение отлично масштабировалось по CPU и сети, но каждый сервер заново выполнял одни и те же дорогостоящие запросы к базе данных. Когда мы добавили распределенный кэш Redis, проблема исчезла, а нагрузка на БД снизилась в 20 раз.

Другой кейс: социальная сеть для профессионалов фэшн-индустрии, которая столкнулась с необычной проблемой масштабирования. Их архитектура прекрасно справлялась с ростом числа пользователей, но "захлебывалась" от увеличения количества фотографий, которые эти пользователи загружали. Причем речь шла о действительно тяжелых файлах — профессиональные фотосессии в высоком разрешении. Решение оказалось нетривиальным: мы разделили систему хранения на "горячие" (часто просматриваемые) и "холодные" (архивные) данные. "Горячие" хранились на быстрых SSD с геораспределением, а "холодные" уходили на дешевое объектное хранилище. Экономия составила около 70% при сохранении воспринимаемой пользователями скорости.

А вот пример полного провала в масштабировании — разработанная на заказ CRM-система для сети кофеен. Казалось бы, что сложного? Десяток точек, сотня сотрудников... Но архитектор не учел один "маленький" нюанс: сеть активно использовала программу лояльности, и каждый чек включал запрос к центральной базе для проверки/начисления баллов. В пиковые часы система просто вставала колом, потому что была спроектирована под нагрузку "несколько запросов в минуту", а реальность оказалась "десятки запросов в секунду". Исправление архитектурной ошибки обошлось в сумму, сопоставимую со стоимостью всей системы.

На этих примерах я хочу подчеркнуть одну важную мысль: масштабируемость — это не универсальное свойство системы, а набор конкретных характеристик, заточенных под конкретные сценарии использования.

Когда кто-то говорит "наша система масштабируемая", первый вопрос должен быть: "В каком именно аспекте?" Масштабируется ли она по количеству пользователей? По объему данных? По географическому распределению? По пиковым нагрузкам?

Вспоминается случай с одним вендором, который убеждал меня, что их решение "полностью масштабируемо". После нескольких уточняющих вопросов выяснилось, что речь идет только о возможности докупать дополнительные лицензии на пользователей, а вся система работала на одном физическом сервере с жестко зашитыми лимитами по памяти и CPU. Это была та еще "масштабируемость"...

Ещё один важный момент, о котором часто забывают: разные части системы могут требовать разных подходов к масштабированию. В одном проекте у нас был такой микс:
Фронтенд и API-слой масштабировали горизонтально (добавляли серверы по мере роста числа пользователей),
Базу данных — вертикально (увеличивали мощность одного мастер-сервера),
Систему аналитики — функционально (разделили на несколько специализированных сервисов),
Хранилище файлов — географически (распределили по разным дата-центрам для ускорения доступа)

Самые впечатляющие примеры масштабирования я наблюдал в игровой индустрии. Представьте себе MMO-игру, где на одном игровом сервере могут одновременно находиться тысячи игроков, каждый из которых совершает десятки действий в секунду. При этом все должно работать без задержек, иначе игровой опыт будет испорчен.

В одном таком проекте игровой мир разбили на сотни "зон", каждая из которых обрабатывалась отдельным микросервисом. Когда игрок переходил из зоны в зону, его данные передавались между сервисами. А в особо популярных местах (вроде главных городов) одна зона могла обслуживаться сразу несколькими инстансами с динамической балансировкой. Непростая архитектура, но она позволяла поддерживать игровой процесс для сотен тысяч одновременных пользователей.

Прикольные словечки
Всем Здравия во Все Органы!!! У меня жена из Воронежской области. Их 10 детей в семье, 6 братьев...

Объясните для чего нужны архитектурные слои
Доброго времени суток Я искала в гугле объяснение трех основных слоев user layer, business logic,...

Вебинар «Архитектурные ошибки»
13 апреля, в воскресенье, с 14 до 16 часов Сергей Мартыненко проведёт вебинар «Архитектурные...

Архитектурные решения
Привет. Первый раз буду выступать как архитектор, так что нуждаюсь в комментарии от опытных. ...


Архитектурные решения



Нажмите на изображение для увеличения
Название: Архитектурные словечки Масштабируемость 3.jpg
Просмотров: 46
Размер:	252.9 Кб
ID:	11103

Теория масштабируемости прекрасна, но на практике всё решают конкретные архитектурные шаблоны и подходы. Именно они определяют, насколько безболезненно ваша система сможет расти вместе с бизнесом. Разберёмся с ключевыми архитектурными решениями, которые помогают строить по-настоящему масштабируемые системы.

Паттерны проектирования для масштабируемых систем



Некоторые паттерны проектирования прямо созданы для обеспечения масштабируемости. Вот самые практичные из них, проверенные моими шишками и успехами:

Circuit Breaker (Предохранитель) - один из моих любимых паттернов. По сути, это "защита от дурака", которая предотвращает каскадные отказы в распределенных системах. Когда одна часть системы начинает сыпаться ошибками, Circuit Breaker временно блокирует обращения к ней, не позволяя проблеме распространиться на всю систему. Я внедрил этот паттерн в платежную систему крупного маркетплейса, и это буквально спасло нас во время DDoS-атаки. Атаковали сервис оплаты, но благодаря предохранителю, пользователи могли продолжать просматривать товары и добавлять их в корзину. После стабилизации система автоматически восстановила полную функциональность.

CQRS (Command Query Responsibility Segregation) - разделение операций чтения и записи. Звучит академично, но на практике просто магия. В одном из проектов мы страдали от перегрузки базы данных, пока не разделили поток запросов: записи шли в мастер-БД, а чтение - из нескольких реплик. Нагрузка сразу распределилась, а производительность выросла в разы.

Bulkhead (Переборка) - изоляция компонентов системы друг от друга так, чтобы отказ одного не затрагивал остальные. Назван в честь перегородок на корабле, которые предотвращают затопление всего судна при пробоине. В стартапе финтех-календаря я реализовал этот паттерн, разделив систему на изолированные сервисы, каждый со своим пулом ресурсов. Когда сервис обработки экономических новостей упал под наплывом запросов после неожиданного решения ЦБ, остальная часть приложения продолжала работать как ни в чем не бывало.

Saga - координация транзакций между множеством сервисов. Особенно полезен, когда нужно сохранять согласованность данных в распределенной системе без единой транзакционной БД. В проекте по автоматизации логистики я намучился с этим паттерном, прежде чем нашел оптимальную реализацию. Зато потом система надежно обрабатывала сложные бизнес-процессы, распределенные между десятком микросервисов, даже в условиях временной недоступности отдельных компонентов.

Микросервисы против монолита



О, эта вечная религиозная война! Я участвовал в миграции с монолита на микросервисы в трех разных проектах, и каждый раз это было... приключением.

В первом случае (система управления складом) миграция была катастрофой. Мы разбили приложение на десяток микросервисов, но не продумали границы между ними. В результате получили распределенный монолит с кучей зависимостей и высокими задержками между сервисами. Пришлось частично откатываться и перепроектировать.

Во втором случае (платформа для анализа данных) все прошло гладко. Ключом к успеху стало тщательное продумывание границ сервисов на основе бизнес-доменов, а не технических соображений. Плюс мы сразу внедрили централизованный мониторинг и трейсинг, без которых жизнь с микросервисами превращается в детективное расследование при каждой ошибке.

Третий случай (e-commerce система) был самым поучительным. Мы не стали рубить сразу весь монолит, а выделили в отдельный сервис только одну функцию - систему рекомендаций товаров. Этот компонент был самым ресурсоемким и имел четкие границы. После успешного отделения перешли к следующему, и так постепенно трансформировали архитектуру.

Главный вывод из моего опыта: микросервисы - это решение конкретных проблем масштабирования и разработки, а не серебряная пуля и не модная игрушка. Если ваш монолит справляется с нагрузкой и удобен в разработке - не спешите его дробить.

Вспоминается фраза Мартина Фаулера: "Нельзя начинать с микросервисов. Нужно начинать с монолита, а затем мигрировать на микросервисы, когда монолит становится проблемой." Мудрые слова, которые я часто цитирую на встречах с заказчиками, требующими "современную микросервисную архитектуру" для приложения с десятком пользователей.

Кеширование и балансировка нагрузки



Кеширование - одно из самых эффективных и при этом недооцененных средств масштабирования. В среднем проекте грамотно настроенное кеширование может сократить нагрузку на бэкенд на 70-90%. И я не преувеличиваю! В проекте для туристического агрегатора мы внедрили многоуровневое кеширование:
  1. Браузерный кеш (для статических ресурсов).
  2. CDN-кеширование (для картинок, видео, JS/CSS).
  3. Кеш на уровне API-шлюза (для повторяющихся запросов).
  4. Кеш микросервисов (для результатов сложных вычислений).
  5. Кеш базы данных (для часто запрашиваемых данных).

Прирост производительности был настолько впечатляющим, что инфраструктурный бюджет сократился втрое, хотя количество пользователей продолжало расти.

Однако у кеширования есть и подводные камни. Главный из них - согласованность данных. Помню, как в одном проекте мы забыли настроить инвалидацию кеша при изменении данных. Пользователи видели устаревшую информацию, и служба поддержки сходила с ума от жалоб. Этот опыт научил меня всегда проверять все сценарии обновления кеша.

Что касается балансировки нагрузки, тут стратегий много, и каждая подходит для своих сценариев:
  • Round Robin - простая и эффективная для однородных запросов
  • Least Connections - отлично работает при неравномерной сложности запросов
  • Weighted Round Robin - спасение при неоднородной мощности серверов
  • IP Hash - незаменима для сохранения сессий на конкретном сервере

В одном высоконагруженном проекте мы пошли дальше и реализовали адаптивную балансировку, которая учитывала текущую загрузку CPU, memory и I/O на серверах и динамически перераспределяла запросы. Эта система позволила нам значительно сгладить пиковые нагрузки и равномерно утилизировать ресурсы.

Шардинг баз данных



Когда объем данных растет, наступает момент, когда даже самый мощный сервер БД начинает задыхаться. Тут на сцену выходит шардинг - разделение данных между несколькими инстансами базы.
Я видел разные стратегии шардирования:
  1. По диапазону значений (например, пользователи с id от 1 до 10000 в первом шарде).
  2. По хешу от ключа (более равномерное распределение).
  3. По географическому признаку (данные европейских пользователей - в европейских ДЦ).
  4. По функциональному признаку (разные типы данных в разных шардах).

Самый интересный кейс был в проекте социальной сети, где мы шардировали данные пользователей по "кругам общения". Это нестандартное решение позволило минимизировать cross-shard запросы, так как пользователи чаще всего взаимодействуют с людьми из своего круга. Производительность выросла в 5-7 раз по сравнению с обычным шардингом по user_id.

Но самый сложный вид шардинга, с которым я столкнулся, был в проекте для финтех-компании — динамический шардинг на основе паттернов использования. Система анализировала, какие данные чаще запрашиваются вместе, и периодически реорганизовывала шарды. Это был настоящий инженерный вызов, но результат того стоил: в периоды пиковых нагрузок (конец рабочего дня, когда все ломились проверить биржевые котировки) база обрабатывала в 15 раз больше запросов, чем старая архитектура.

Однако шардинг — не серебряная пуля. Он значительно усложняет разработку и операционную поддержку. Особенно больно становится, когда нужно выполнять запросы, затрагивающие данные в разных шардах. В одном из проектов нам пришлось полностью переписывать аналитический движок, потому что существующий не мог эффективно агрегировать данные из десятков шардов.

Асинхронная обработка и очереди сообщений



Один из самых недооцененных инструментов масштабирования — асинхронная обработка. Она позволяет разделить операцию на независимые шаги, которые могут выполняться в разное время на разных серверах. В моем опыте было немало систем, где внедрение асинхронной обработки буквально вдохнуло новую жизнь в задыхающиеся от нагрузки приложения. Например, в e-commerce проекте мы перевели все неприоритетные операции (отправка email, обновление индекса поиска, генерация отчетов) в асинхронный режим. Это позволило сократить время обработки критичного пути — оформления заказа — с нескольких секунд до миллисекунд. Ключевой элемент асинхронной архитектуры — брокеры сообщений или очереди. У каждого есть свои преимущества:

RabbitMQ — надежный "рабочий конь". В одном финансовом проекте с его помощью мы построили систему, которая гарантировала доставку каждого сообщения даже при временных отключениях части инфраструктуры.

Apache Kafka — король высоконагруженных систем. Использовал его для потокового сбора и обработки телеметрии с миллионов устройств. Kafka не только справлялась с нагрузкой, но и обеспечивала перезапуск обработки с нужной позиции при сбоях.

AWS SQS/Google Pub/Sub — облачные решения, которые избавляют от головной боли по поддержке инфраструктуры. Недавно применил SQS для системы обработки фотографий, где нагрузка могла меняться от нуля до тысяч операций в секунду. Система масштабировалась автоматически и платили мы только за реально обработанные сообщения.

Однако у асинхронной обработки есть свои подводные камни. Главный — согласованность данных. Пока сообщение путешествует по очереди, исходные данные могут измениться. Это приводит к состоянию гонки и труднообнаруживаемым багам. В системе онлайн-бронирования я столкнулся с ситуацией, когда из-за задержки в обработке асинхронного сообщения один и тот же номер в отеле бронировали дважды. Пришлось реализовать сложную систему фиксации состояния на момент создания сообщения и проверки актуальности перед выполнением операции.

Другой важный аспект — мониторинг очередей. Без него вы рискуете оказаться с мегабайтами непрочитанных сообщений, застрявших в очереди из-за неочевидной ошибки. В одном проекте мы обнаружили такую ситуацию слишком поздно, и приложению потребовалось несколько дней, чтобы разобрать накопившийся бэклог.

Какой бы впечатляющей ни казалась асинхронная архитектура на бумаге, помните золотое правило: не делайте асинхронным то, что пользователь ожидает увидеть мгновенно. Я совершил эту ошибку в проекте социальной платформы, где отправка личного сообщения была асинхронной. Технически всё работало отлично, но пользователи жаловались на "тормоза" — им приходилось ждать секунду-другую, пока сообщение появится в чате.

Инструменты и фреймворки для построения масштабируемых решений



За годы практики я перепробовал множество технологий для создания масштабируемых систем. Вот мой субъективный рейтинг самых полезных:

На уровне инфраструктуры:

Kubernetes — несмотря на сложность, это мощнейший инструмент для оркестрации контейнеризированных приложений. В проекте аналитической платформы K8s автоматически масштабировал количество подов в зависимости от нагрузки, что позволяло обрабатывать утренние и вечерние пики без переплаты за простаивающие ресурсы.

Terraform/Pulumi — инфраструктура как код критически важна для масштабируемых систем. В одном проекте мы автоматизировали развертывание идентичных окружений в нескольких регионах, что обеспечивало географическое масштабирование и отказоустойчивость.

Istio — сервисная сетка, которая значительно упрощает управление микросервисами. Мы применили его в финтех-проекте для реализации таких паттернов, как Circuit Breaker и Retries, не меняя сам код сервисов.

На уровне приложений:

Akka — фреймворк для построения конкуретных и распределенных систем на основе модели акторов. Использовал его в проекте для обработки сложных графовых вычислений, где обычный многопоточный подход приводил к тупикам и состояниям гонки.

Spring Cloud — набор библиотек для создания распределенных систем в экосистеме Java/Spring. В одном из корпоративных проектов Spring Cloud Config Server централизованно управлял настройками десятков микросервисов, а Spring Cloud Sleuth и Zipkin обеспечивали трейсинг запросов через всю систему.

gRPC — фреймворк для эффективного взаимодействия между сервисами. В высоконагруженном проекте замена REST API на gRPC между критическими микросервисами снизила латентность в 3 раза и уменьшила нагрузку на сеть.

На уровне хранения данных:

Elasticsearch — не только поисковый движок, но и отличное решение для распределенного хранения и анализа логов. В одном проекте мы организовали кластер Elasticsearch для хранения и анализа данных о поведении пользователей, который легко масштабировался добавлением новых нод.

Cassandra — распределенная NoSQL база данных, способная масштабироваться линейно. Применял её для системы хранения телеметрии, где требовалась запись десятков тысяч событий в секунду с гарантией доступности.

Redis Cluster — распределенный кеш, который спас не один мой проект от перегрузки базы данных. В e-commerce системе Redis Cluster хранил данные корзин пользователей, сессии и результаты дорогостоящих запросов, обрабатывая миллионы операций в секунду.

Впрочем, я далек от технологического евангелизма. Любой инструмент — это средство решения конкретной проблемы, а не самоцель. В некоторых проектах простой nginx с правильными настройками кеширования давал больший прирост производительности, чем модный Kubernetes-кластер с десятком микросервисов.

Как-то раз мне поручили "спасти" проект рекомендательной системы для онлайн-кинотеатра. Команда применила сложный стек технологий: Kafka, Spark, Cassandra, Kubernetes... Система работала, но была крайне нестабильна и требовала постоянной поддержки. После тщательного анализа мы упростили архитектуру, заменив часть компонентов на более простые и надежные аналоги. Производительность осталась на том же уровне, но стабильность выросла, а стоимость поддержки снизилась вдвое.

Мораль проста: выбирайте инструменты под конкретные задачи масштабирования, а не потому что они модные или используются в Google/Netflix/Facebook. У вас, скорее всего, другие проблемы и ограничения.

Теоретические основы масштабирования



Нажмите на изображение для увеличения
Название: Архитектурные словечки Масштабируемость 4.jpg
Просмотров: 49
Размер:	240.1 Кб
ID:	11104

Пока мы говорили о практических аспектах масштабирования, стоит заглянуть под капот и понять теоретические основы, которые объясняют, почему некоторые системы масштабируются линейно, а другие упираются в потолок. За годы работы с высоконагруженными системами я понял: без понимания этих фундаментальных принципов масштабирование превращается в дорогостоящий метод проб и ошибок.

Закон Амдала и его беспощадность



Самый фундаментальный принцип, ограничивающий возможности масштабирования, был сформулирован еще в 1967 году. Закон Амдала (названный в честь компьютерного архитектора Джина Амдала) математически описывает предельное ускорение программы при использовании параллельной обработки.

В упрощенной форме он выглядит так:

https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?S(n) = \frac{1}{(1 - p) + \frac{p}{n}}

где:
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?S(n) — достижимое ускорение
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?p — доля кода, поддающаяся распараллеливанию
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?n — количество процессоров/потоков/серверов

Из этой формулы вытекает безжалостный вывод: если всего 5% вашего кода не поддается распараллеливанию, вы не сможете ускорить систему более чем в 20 раз, даже если добавите бесконечное количество серверов!

Я столкнулся с этим ограничением в проекте системы обработки биллинга, где узким местом оказался последовательный процесс сверки итоговых сумм. Хотя 95% операций прекрасно распараллеливались, этот небольшой последовательный участок ограничивал всю производительность системы. Мы могли добавлять серверы до бесконечности, но выигрыш стремительно уменьшался после определенного порога. Закон Амдала объясняет, почему многие распределенные системы сталкиваются с "потолком масштабирования" — точкой, после которой добавление ресурсов дает незначительный прирост производительности. Эта закономерность применима не только к параллельным вычислениям, но и к любым аспектам масштабирования системы: от добавления серверов до шардирования базы данных.

Закон Густафсона-Барсиса: надежда для паралельных систем



К счастью, есть и более оптимистичная теоретическая модель. Закон Густафсона-Барсиса фокусируется не на ускорении фиксированной задачи, а на увеличении размера задачи, которую можно решить за фиксированное время при добавлении ресурсов.

https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?S(n) = n - a \times (n - 1)

где https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?a — доля последовательных вычислений.

На практике это означает, что если ваша система может обработать больше данных или запросов при добавлении ресурсов, даже если каждый отдельный запрос не ускоряется идеально линейно — у вас всё еще есть возможность эффективно масштабироваться.

В одной аналитической системе мы столкнулись с этим принципом: отдельные запросы почти не ускорялись при увеличении кластера свыше 8 нод, но общая пропускная способность системы (количество обрабатываемых запросов) продолжала расти почти линейно. Это позволяло обслуживать больше пользователей, даже если каждый отдельный запрос не становился быстрее.

Теорема CAP: выбирайте внимательно



Еще одна фундаментальная теорема, имеющая непосредственное отношение к масштабируемости распределенных систем, — теорема CAP (иногда называемая теоремой Брюера). Она утверждает, что распределенная система не может одновременно гарантировать все три свойства:
Consistency (Согласованность) — все узлы видят одни и те же данные одновременно
Availability (Доступность) — гарантия, что любой запрос получит ответ
Partition tolerance (Устойчивость к разделению) — система продолжает работать, даже если связь между узлами нарушена

Придется выбирать только два из трех.

Эта теорема объясняет, почему многие масштабируемые системы жертвуют строгой согласованностью в пользу доступности и устойчивости к разделению. Например, в проекте распределенного хранилища пользовательских профилей мы выбрали подход "eventual consistency" (отложенная согласованность), позволивший системе работать даже при проблемах с сетью между дата-центрами. Иногда пользователи видели слегка устаревшие данные, но система никогда не становилась недоступной.

Закон универсальной масштабируемости: кривая, не прямая



Интересная модель, описывающая реальное поведение масштабируемых систем — закон универсальной масштабируемости Нила Гюнтера. Он учитывает, что в реальности производительность системы растет не линейно с добавлением ресурсов, а по кривой, которая загибается вниз из-за накладных расходов на координацию и конфликты:

https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?C(N) = \frac{N}{1 + \alpha(N-1) + \beta N(N-1)}

где:
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?C(N) — производительность системы с N ресурсами
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?\alpha — коэффициент, учитывающий последовательную часть (связан с законом Амдала)
https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?\beta — коэффициент, учитывающий конфликты между ресурсами

Эта модель лучше описывает реальное поведение систем при масштабировании. Она объясняет, почему производительность сначала растет почти линейно, затем замедляется, а при дальнейшем добавлении ресурсов может даже снижаться.

В одном проекте с масштабируемой базой данных я наблюдал именно такую картину: до 8 узлов производительность росла почти линейно, от 8 до 16 — заметно медленнее, а после 24 узлов прирост был мизерным. При 32 узлах система даже показала небольшое снижение общей производительности из-за возросших накладных расходов на координацию.

Понимание этих теоретических основ позволяет принимать обоснованные архитектурные решения. Вместо того, чтобы бездумно добавлять серверы, мы можем сосредоточиться на уменьшении последовательных частей кода, снижении конфликтов за ресурсы и выборе правильного баланса между согласованностью и доступностью.

Закончу личным наблюдением: самые успешные проекты по масштабированию, в которых я участвовал, начинались не с закупки новых серверов, а с тщательного анализа теоретических пределов существующей архитектуры. Иногда умное переосмысление архитектуры дает гораздо больший эффект, чем удвоение инфраструктурного бюджета.

Подводные камни



Нажмите на изображение для увеличения
Название: Архитектурные словечки Масштабируемость 5.jpg
Просмотров: 53
Размер:	318.6 Кб
ID:	11105

В погоне за масштабируемостью легко наткнуться на подводные камни, которые могут утопить даже самый перспективный проект. За годы работы архитектором я собрал целую коллекцию таких "граблей" — и, признаюсь честно, на многие из них наступал сам.

Преждевременная оптимизация как корень зла



Дональд Кнут еще в 1974 году сказал: "Преждевременная оптимизация — корень всех зол". С тех пор мало что изменилось, разве что грабли стали дороже.

Я наблюдал ситуацию, когда команда стартапа потратила три месяца на создание сложной распределенной архитектуры с шардированием базы данных, Kafka для асинхронных операций и Kubernetes для оркестрации контейнеров. И всё это — для сервиса, который на старте должен был обслуживать от силы пару сотен пользователей. К моменту запуска они сожгли половину инвестиций на разработку инфраструктуры, которая простаивала, а багов в бизнес-логике оказалось столько, что пользователи уходили, даже не дойдя до проблем масштабирования.

Другой пример из моей практики — корпоративный проект, где архитектор спроектировал систему "на вырост", рассчитанную на обработку миллиардов событий в день. При этом реальная нагрузка была около миллиона событий — в тысячи раз меньше. Из-за излишней сложности разработка затянулась на год вместо запланированных трех месяцев, а когда система наконец заработала, её поддержка обходилась в сумму, которая превышала ценность обрабатываемых данных.

Золотое правило, которое я извлек из этих провалов: начинайте с простого решения, которое решает сегодняшние проблемы, но проектируйте так, чтобы можно было масштабироваться при необходимости. Вопреки интуиции, такой подход обычно приводит к более масштабируемым системам, потому что вы масштабируете только то, что действительно нуждается в этом, основываясь на реальных данных, а не догадках.

Когда масштабируемость не нужна



Шокирующая мысль для многих архитекторов: иногда масштабируемость просто не нужна. Не всякая система должна выдерживать миллионы пользователей или петабайты данных.

Я однажды консультировал компанию, разрабатывающую CRM для элитных риэлторских агентств. Архитектор настаивал на микросервисной архитектуре, шардированной базе и прочих прелестях. Я задал простой вопрос: "Сколько агентов будут использовать систему?" Ответ: "Около 50, максимум 100 в ближайшие годы". Подсчитав потенциальную нагрузку, мы выяснили, что обычный монолит на среднем хостинге справится с ней без малейших проблем, а стоимость разработки и поддержки будет в разы меньше.

Также не стоит забывать, что многие системы никогда не достигают масштабов, для которых были спроектированы. Статистика жестока: большинство стартапов не "взлетает", а корпоративные системы часто используются в гораздо меньших масштабах, чем планировалось изначально. Вместо того, чтобы сразу строить ракету для полета на Марс, разумнее начать с велосипеда, потом перейти на автомобиль, и только если это действительно понадобится — задуматься о ракете.

Метрики, которые действительно показывают готовность системы к росту



"Что не измеряется, тем нельзя управлять" — этот принцип особенно важен для масштабирования. Без правильных метрик вы слепы, и можете тратить ресурсы не там, где они действительно нужны. За годы работы я выделил несколько критически важных метрик, которые действительно показывают готовность системы к росту:

1. Линейность масштабирования — при увеличении нагрузки в X раз, потребление ресурсов должно расти не более чем в X раз. Если система при двукратном росте трафика требует четырехкратного увеличения ресурсов — у вас проблемы.
2. Время отклика под нагрузкой — как меняется время ответа системы при росте нагрузки. Особенно важны 95-й и 99-й процентили, а не среднее значение, которое может скрывать проблемы.
3. Утилизация ресурсов — какие ресурсы (CPU, память, диск, сеть) становятся узким местом при росте нагрузки. Часто достаточно оптимизировать только один аспект, чтобы радикально улучшить масштабируемость.
4. Степень связности компонентов — как часто отказ одного компонента вызывает каскадные сбои в других. Чем независимее компоненты, тем лучше система масштабируется.
5. Время на масштабирование — как быстро система может адаптироваться к изменению нагрузки. В идеале это должно происходить автоматически и за минуты, а не часы.

Во многих проектах я сталкивался с тем, что команды мониторят десятки "ванильных" метрик, но при этом упускают из виду те, которые действительно важны для масштабирования. Например, в одном проекте следили за средним временем отклика API, не замечая, что 5% запросов выполнялись в 10-20 раз дольше остальных. Когда нагрузка выросла, именно эти медленные запросы стали причиной каскадных отказов.

Когда стоит начинать думать о масштабировании архитектуры



Этот вопрос мне задают чаще всего: "Когда правильный момент для инвестиций в масштабируемость?" Слишком рано — впустую потратите ресурсы, слишком поздно — получите кризис и авралы. Мой подход, выработанный годами проб и ошибок:
1. Начинайте с простой, но гибкой архитектуры.
2. Внедрите тщательный мониторинг ключевых метрик.
3. Определите "триггерные точки" для масштабирования.
4. Реагируйте на тренды, а не на мгновенные пики.

Приведу пример. В проекте онлайн-обучения мы с самого начала следили за временем загрузки страниц и утилизацией базы данных. Когда время отклика в пиковые часы начало стабильно превышать 300 мс, а использование CPU на сервере БД перевалило за 60% — мы запустили проект по оптимизации, не дожидаясь, пока система начнет падать. Благодаря этому переход на новую архитектуру прошел гладко, без кризисов и авральных работ.

Контрольные точки, которые я обычно рекомендую:
  • Утилизация любого критичного ресурса выше 70% в пиковые часы
  • Рост времени отклика более чем на 50% при удвоении нагрузки
  • Инциденты, связанные с нагрузкой, чаще раза в месяц
  • Прогноз роста более чем на 50% в ближайшие 3-6 месяцев

Кстати, обратите внимание на слово "прогноз". Масштабирование должно опережать рост, но не слишком сильно. В идеале у вас должен быть запас примерно на 3-6 месяцев роста — это дает достаточно времени на эволюционные изменения архитектуры без авралов, но не заставляет платить за инфраструктуру, которая будет простаивать годами.

Помню один проект, где клиент настоял на системе, способной обрабатывать миллиард запросов в день. Их обоснование звучало убедительно: "Через два года мы планируем выйти на этот уровень". Спойлер: через два года они обрабатывали около 10 миллионов запросов — в сто раз меньше. Зато платили за инфраструктуру и сложность, рассчитанные на тот самый миллиард.

Контрольные точки архитектурных решений для будущего роста



Даже если вы не строите сразу супер-масштабируемую систему, разумно предусмотреть в архитектуре "точки роста" — места, где в будущем можно будет относительно безболезненно внедрить масштабирование. В моей практике хорошо зарекомендовали себя следующие архитектурные решения, которые стоит внедрять с самого начала:

1. Четкое разделение на слои — презентационный, бизнес-логики, доступа к данным. Это позволит масштабировать каждый слой независимо, когда придет время.
2. API-первый подход — даже для внутренних коммуникаций компонентов. В будущем это упростит их разделение на отдельные сервисы.
3. Абстракция от конкретных технологий хранения — используйте репозитории или ORM, чтобы в будущем можно было заменить одну БД на другую или внедрить шардирование.
4. Асинхронные интерфейсы для долгих операций — с самого начала проектируйте так, чтобы длительные операции могли выполняться асинхронно, даже если изначально реализация синхронная.
5. Настройки в конфигурации, а не в коде — это позволит гибко менять поведение системы без перекомпиляции, что критично для больших распределенных систем.

Отличный пример: в одном из проектов мы с самого начала реализовали абстракцию над хранилищем данных, хотя изначально использовали одну PostgreSQL базу. Когда через год нагрузка выросла, и потребовалось шардирование, нам не пришлось переписывать бизнес-логику — только реализовать новое шардированное хранилище за той же абстракцией. Переход был плавным, без остановки системы.

А вот и контрпример: другой проект, где все взаимодействия между модулями были реализованы как прямые вызовы методов, без API. Когда пришло время разделить монолит на сервисы, пришлось переписывать практически весь код, что заняло месяцы и привело к множеству регрессий.

Реальные кейсы провалов



За свою карьеру я насмотрелся на столько провалов масштабирования, что впору писать "Большую книгу технических катастроф". Некоторые случаи уже стали для меня учебными пособиями, которые я регулярно использую в лекциях и консультациях.

Особенно запомнился проект для крупного новостного портала. Они решили запустить функцию комментирования на базе распределенного хранилища данных. Технически все выглядело безупречно: шардированная MongoDB, кеширование с Redis, асинхронные операции через RabbitMQ. Архитектура прошла все нагрузочные тесты, уверенно демонстрируя способность выдерживать до 10 000 пользователей одновременно. А потом случился мем. Одна статья стала вирусной, собрав за час более 50 000 активных комментаторов. Система красиво легла — причем не из-за нехватки железа или проблем с базой данных. Оказалось, что разработчики забыли о том, что для авторизации использовали стороннюю OAuth-систему, которая имела жесткое ограничение в 1000 запросов в минуту. Каскадный сбой оставил портал без комментариев на сутки, пока экстренно переписывали авторизацию.

Мораль: система настолько надежна, насколько надежен ее самый слабый компонент, даже если этот компонент — внешний сервис.

Другой случай — сервис бронирования билетов. Команда построила прекрасную масштабируемую архитектуру с десятками микросервисов, но никто не подумал о том, что база данных с местами на мероприятия станет узким местом. При запуске продаж на популярный концерт тысячи запросов одновременно пытались заблокировать одни и те же записи в БД, создавая огромные очереди из транзакций и взаимные блокировки. В результате — сотни двойных бронирований и отказ всей системы.

Решение пришло неожиданно: вместо дальнейшего усложнения архитектуры они просто изменили модель данных так, чтобы минимизировать конкуренцию за ресурсы, и ввели очередь обработки бронирований. Иногда простое решение лучше технически изящного.

Тестирование масштабируемости: теория и реальность



Еще один подводный камень, который часто приводит к провалам — неадекватное тестирование масштабируемости. Многие команды проводят "нагрузочные тесты", которые на самом деле ничего не доказывают. Типичная ошибка: тесты с искусственной, хорошо сбалансированной нагрузкой. Реальные пользователи не генерируют идеально распределенный трафик. Они создают пики, действуют непредсказуемо и часто концентрируются на неожиданных функциях.

Помню проект e-learning платформы, где все тесты показывали отличную производительность при симуляции 5000 одновременных пользователей. Но когда реальные студенты начали массово сдавать дедлайновый проект в последние часы перед закрытием модуля, система не справилась. Оказалось, что их поведение сильно отличалось от тестового: они все использовали одну и ту же функцию загрузки файлов, причем загружали не маленькие текстовые файлы, как в тестах, а 100-мегабайтные видео и презентации.

Еще одна распространенная ошибка — не тестировать деградацию сервиса. Масштабируемая система должна не только расти вместе с нагрузкой, но и изящно деградировать, когда что-то идет не так. Я часто спрашиваю команды: "Что произойдет, если этот сервис выйдет из строя?" И слишком часто слышу неуверенное "Э-э-э... наверное, все развалится?".

Вместо этого проектируйте системные реакции на отказы компонентов. Если сервис рекомендаций недоступен — показывайте стандартные предложения. Если поиск тормозит — ограничьте его функциональность, но не блокируйте весь сайт.

Человеческий фактор в масштабировании



Самый недооцененный аспект масштабируемости — человеческий фактор. Технически безупречная система может потерпеть крах из-за организационных проблем. У меня был проект, где каждый микросервис поддерживался отдельной командой. Технически все было правильно, но когда требовалось изменение, затрагивающее несколько сервисов, координация превращалась в кошмар. Время вывода новых функций растягивалось на месяцы, хотя сама разработка занимала недели.

Не забывайте про масштабируемость процессов разработки, эксплуатации и поддержки! Я видел системы, которые прекрасно масштабировались технически, но требовали непропорционального увеличения штата DevOps-инженеров при росте нагрузки.

Примечательный случай: стартап, который построил впечатляющую облачную инфраструктуру на AWS, полностью автоматизированную и саморемонтирующуюся. Прекрасное решение с технической точки зрения. Но был один нюанс: ни у кого в команде, кроме главного архитектора, не было полного понимания, как это работает. Когда архитектор неожиданно ушел к конкуренту, компания оказалась с системой, которую никто не мог эффективно поддерживать или модифицировать. Им пришлось фактически начинать с нуля, хотя технически их решение было близко к идеальному.

Масштабируемость и экономика: тонкий баланс



Наконец, нельзя игнорировать экономический аспект масштабирования. Каждое решение имеет свою цену, и важно найти баланс между техническим совершенством и финансовой эффективностью.

Я консультировал проект, где команда потратила месяцы на создание системы, которая могла обрабатывать миллионы запросов в секунду. Звучит впечатляюще, пока не узнаешь, что реальная нагрузка была в сотни раз меньше, а стоимость поддержки этой избыточной инфраструктуры съедала большую часть прибыли.

С другой стороны, видел и обратные ситуации: экономия на масштабируемости приводила к потере клиентов из-за медлительности или недоступности сервиса в пиковые часы.

Мой подход: рассчитывать ROI (возврат инвестиций) для различных сценариев масштабирования. Иногда дешевле перепроектировать систему через год, чем сразу строить решение с запасом на пятилетку. А иногда дополнительные инвестиции в архитектуру окупаются уже через несколько месяцев.

Одна торговая компания, с которой я работал, решила не масштабировать свою систему к сезону распродаж, аргументируя это высокими затратами. В результате они потеряли на простоях сумму, в пять раз превышающую стоимость необходимого апгрейда. На следующий год их подход кардинально изменился — экономить на масштабируемости иногда очень дорого.

Заключение



Масштабируемость — это не просто модное словечко, которое круто вставить в резюме или техническую документацию. Это фундаментальное свойство архитектуры, которое либо позволит вашему продукту расти вместе с бизнесом, либо станет его могильщиком. После стольких лет в индустрии я пришол к нескольким ключевым выводам, которые помогают мне в каждом новом проекте:

1. Начинайте с простоты. Избыточная архитектура хуже недостаточной. Простую систему легче эволюционировать, чем упрощать сложную.
2. Измеряйте и принимайте решения на основе данных. Установите мониторинг с первого дня. Если вы не знаете, где узкие места — вы просто гадаете.
3. Планируйте точки роста. Даже в простой архитектуре должны быть предусмотрены места, где можно безболезненно внедрить масштабирование.
4. Выбирайте правильные компромиссы. Не существует универсально масштабируемых систем. Всегда приходится жертвовать чем-то: согласованностью, скоростью разработки, стоимостью поддержки.
5. Учитывайте человеческий фактор. Система должна масштабироваться не только технически, но и с точки зрения процессов разработки, эксплуатации и поддержки.

Если же вы хотите объективно оценить масштабируемость своей архитектуры, используйте эти измеримые критерии:

Линейность роста ресурсов — при увеличении нагрузки в N раз, потребление ресурсов должно расти не более чем в N раз.
Деградация под нагрузкой — насколько ухудшается время отклика при росте нагрузки. Идеальная система сохраняет стабильное время отклика независимо от нагрузки.
Ценовая масштабируемость — как растет стоимость поддержки при росте нагрузки. Если стоимость растет быстрее нагрузки — у вас проблемы с экономикой масштабирования.
Независимость компонентов — насколько изолированы проблемы в одной части системы от других частей.

В конечном итоге, масштабируемая архитектура — это не та, которая никогда не падает (таких просто не существует), а та, которая позволяет справляться с ростом предсказуемым и контролируемым образом.

Архитектурные решения
Господа гуру. В программировании новичок так, что прошу простить неграмотность. Вопрос следующий:...

Есть ли архитектурные нарушения в реализации паттерна Компоновщик?
Есть ли архитектурные нарушения в реализации паттерна Компоновщик? Если да, то какие и как...

Архитектурные фильтры для Photoshop
Добрый день. Для проекта нужно разработать несколько архитектурных фильтров под фотошоп. Цель:...

Предметная область: архитектурные сооружения
помогите с описанием предметной области

Архитектурные шаблоны проектирования для Qt
Собственно сам вопрос: есть ли какие-нибудь архитектурные паттерны проектирования для фреймворка...

Архитектурные ошибки или как не запороть собеседование
Сразу извиняюсь перед программистами, за то, что те могут потерять часть зрения от увиденного, или...

Масштабируемость wpf-приложений
Доброго времени суток! Насущный вопрос следующего плана, буду признателен за разъяснение. Я...

Масштабируемость контролов по усмотрению пользователя
Например, в окне нарисован квадрат. Как сделать так чтобы пользователь мог изменять его размеры по...

Jbuilder9 Layout и масштабируемость формы на мониторе
o Layout - proshu polzovatelej Jbuilder9 podelit'sia infoj, kak bez osobogo upora na manualnoe...

Вывести на экран график "Строфоиды" (петля, с узелком в сторону). Масштабируемость
Таки добрый ночер. Прошу реализовать данное, любым интересующим вас способом :)

масштабируемость
помогите пожалуйста как сделать маштабируемость графика нужно срочно

Масштабируемость шрифтов
Посоветуйте пожалуйста источник для изучения шрифтов, в котором детально на примерах описывается...

Метки architecture
Размещено в Без категории
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
Всего комментариев 0
Комментарии
 
Новые блоги и статьи
Новый ноутбук
volvo 07.12.2025
Всем привет. По скидке в "черную пятницу" взял себе новый ноутбук Lenovo ThinkBook 16 G7 на Амазоне: Ryzen 5 7533HS 64 Gb DDR5 1Tb NVMe 16" Full HD Display Win11 Pro
Музыка, написанная Искусственным Интеллектом
volvo 04.12.2025
Всем привет. Некоторое время назад меня заинтересовало, что уже умеет ИИ в плане написания музыки для песен, и, собственно, исполнения этих самых песен. Стихов у нас много, уже вышли 4 книги, еще 3. . .
От async/await к виртуальным потокам в Python
IndentationError 23.11.2025
Армин Ронахер поставил под сомнение async/ await. Создатель Flask заявляет: цветные функции - провал, виртуальные потоки - решение. Не threading-динозавры, а новое поколение лёгких потоков. Откат?. . .
Поиск "дружественных имён" СОМ портов
Argus19 22.11.2025
Поиск "дружественных имён" СОМ портов На странице: https:/ / norseev. ru/ 2018/ 01/ 04/ comportlist_windows/ нашёл схожую тему. Там приведён код на С++, который показывает только имена СОМ портов, типа,. . .
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином.
Programma_Boinc 20.11.2025
Сколько Государство потратило денег на меня, обеспечивая инсулином. Вот решила сделать интересный приблизительный подсчет, сколько государство потратило на меня денег на покупку инсулинов. . . .
Ломающие изменения в C#.NStar Alpha
Etyuhibosecyu 20.11.2025
Уже можно не только тестировать, но и пользоваться C#. NStar - писать оконные приложения, содержащие надписи, кнопки, текстовые поля и даже изображения, например, моя игра "Три в ряд" написана на этом. . .
Мысли в слух
kumehtar 18.11.2025
Кстати, совсем недавно имел разговор на тему медитаций с людьми. И обнаружил, что они вообще не понимают что такое медитация и зачем она нужна. Самые базовые вещи. Для них это - когда просто люди. . .
Создание Single Page Application на фреймах
krapotkin 16.11.2025
Статья исключительно для начинающих. Подходы оригинальностью не блещут. В век Веб все очень привыкли к дизайну Single-Page-Application . Быстренько разберем подход "на фреймах". Мы делаем одну. . .
Фото: Daniel Greenwood
kumehtar 13.11.2025
Расскажи мне о Мире, бродяга
kumehtar 12.11.2025
— Расскажи мне о Мире, бродяга, Ты же видел моря и метели. Как сменялись короны и стяги, Как эпохи стрелою летели. - Этот мир — это крылья и горы, Снег и пламя, любовь и тревоги, И бескрайние. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru